1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №238 (1286) за 22.10.2002

"СРЕДИ КАНДИДАТОВ В ПРЕМЬЕРЫ НАЗЫВАЙТЕ И МЕНЯ"

Вчера, когда этот номер газеты уже готовился к печати, в столичном Украинском доме должна была состояться совместная встреча Президента с парламентским большинством. Нетрудно представить, какой непростой могла быть эта дискуссия: кризис в Верховной Раде только усугубился, большинство находится в стадии полураспада, коалиционное правительство пока "не вырисовывается", бюджет "завис"... Как выходить из сложившейся ситуации, об этом в эксклюзивном интервью для "Сегодня" размышляет глава депутатской группы "Демократические инициативы", экс-вице спикер Степан Гавриш.

-- Степан Богданович, действительно ли нынешний парламентский кризис может перерасти в катастрофу государственного масштаба?

-- Это так. Ведь практически блокируется работа Кабмина, не создано правовых инструментов для проведения реформ. Чиновники и бюрократы пользуются этой ситуацией хаоса и, собственно, становятся основными субъектами государственной жизни. Поэтому мы решили встретиться с Президентом и честно обговорить сложившуюся ситуацию.

-- Одной из самых главных причин кризиса в Верховной Раде называют не только противостояние между большинством и оппозицией, но и несогласованность позиций внутри самого большинства по многим вопросам. Например, между "Регионами Украины" и объединенными социал-демократами.

-- Некоторые утверждают, что большинство может прекрасно существовать и с перевесом в один-два голоса. При этом приводятся примеры Словакии, Германии, опыт других стран. Я думаю, что у нас ситуация иная. У них большинство объединяется на почве единой идеологии или политического соглашения, когда четко обозначены правила политической игры. В нашей же положения такого нет. Во-первых, сказывается неудачная система выборов, которая уже в продолжение двух избирательных кампаний приводит в Верховную Раду разношерстные и слабоорганизованные политические силы. Сегодня ни одна фракция или группа не поднимает в парламенте проблемы на основе общенациональных интересов, как это происходит в ряде европейских стран. У меня такое впечатление, что внутри большинства присутствует конфликт, в первую очередь, связанный с экономическими интересами различных финансово-промышленных групп.

Во-вторых, явно просматривается борьба за корпоративные интересы. Именно теперь, когда решается вопрос о распределении парламентских комитетов и правительственных портфелей, когда заходит разговор о "равенстве возможностей", мы ощущаем давление со стороны корпоративной группы, борющейся за усиление своих экономических и политических позиций.

В-третьих, существует проблема психологической неуверенности, которая не позволяет нам отыскать наиболее качественную модель создания коалиции в парламенте. Эта неуверенность связана, в первую очередь, с заблокированием диалога с "Нашей Украиной". Я придерживаюсь той точки зрения, что коалиция с блоком Виктора Ющенко была бы не только жизнедеятельной, но и эффективной. Как в плане построения новой экономической и социальной модели развития, так и политической стабилизации. Ведь тогда можно было бы добиться моратория давления на власть. Сегодня во всем обвиняют Президента. Даже в случаях, когда он к этому не имеет никакого отношения. Понятно, что перенос значительной части функций на парламент и правительство -- это означало бы и перенос ответственности...

Давайте говорить откровенно: за последнее время ситуация в украинском государстве не улучшилась, а ухудшилась. Власть не смогла победить даже на самой короткой дистанции. Количество конфликтов в обществе увеличилось. Президент, несомненно, и я это слышал от него лично, заинтересован в том, чтобы поскорее найти инструменты стабилизации создавшейся ситуации. Ведь силой решить уже ничего невозможно.

Для нас в этих условиях самое главное: открытость и публичность процессов, которые происходят внутри большинства. Хочу заметить, что оно имеет уже достаточно активов, чтобы и без "Нашей Украины" выполнить свою миссию...

-- То есть, процесс переговоров с "Нашей Украиной" о ее возможном вхождении в большинство уже закрыт?

-- Нет. Переговоры будут вестись постоянно, ежедневно и ежечасно. Но вести диалог, когда "Наша Украина" находится на одном конце "села", а мы -- на другом, невозможно. Сегодня нужно садиться за стол переговоров и вести не сепаратные переговоры с той или иной политической партией только потому, что она нам симпатична. Необходим диалог со всеми политическими силами, которые получили доверие избирателей. Поэтому, например, отбрасывать эсдеков с политического поля, как делает это Виктор Ющенко, -- одна из форм ультиматума, который всех деморализует. "Наша Украина" по своей энергетике не является радикальной политической силой, ее утомляют баррикады, ей нужны другие методы, чтобы самореализоваться. Тем более, учитывая нынешнюю популярность Виктора Андреевича, ему ли бояться тесного сотрудничества с социал-демократами в парламентском большинстве?

-- Степан Богданович, вас называют "связным" между парламентским большинством и "Нашей Украиной". Это ваша личная инициатива или чей-то политический "заказ"?

-- Я честный политик, и у меня есть независимые политические взгляды. Поэтому в своих решениях исхожу исключительно из политической эффективности предложений. Кроме того, "Наша Украина" сама меня выделила среди других, которые могут быть посредниками в этом диалоге. У меня нет заданий ни от одной из сторон. Я считаю, что эти переговы -- "золотой ключ" выхода из кризиса.

-- Если "Наша Украина" все же откажется идти на переговоры и уйдет в меньшинство, за счет кого состоится расширение нынешнего пропрезидентского большинства?

-- "Наша Украина" раз в неделю ходит к Президенту и раз в неделю "ходит" в меньшинство. Поэтому ей нужно определиться, по какой из этих двух дорог идти. В прошлый четверг во время голосования по бюджету она снова "ходила" и в меньшинство, и в большинство. Будет ли "Наша Украина" действовать радикально в меньшинстве? Я не знаю...

Сегодня на повестке дня стоит вопрос о формировании коалиционного правительства. И я думаю, оно будет создано. Не только потому, что этого хочет парламентское большинство или об этом заявил Президент. Просто историческое время приблизило нас к принятию такого решения. Нынешнее правительство исчерпало свой ресурс. Оно уже не может дать какие-то последовательные решения, которые помогли бы экономике эффективно развиваться. Успехи нашей экономики -- это скорее не результат деятельности Кабмина, а результат внутренней конъюнктуры в сложных отношениях между теневой экономикой, публичным экономическим сектором и т.п. Но так или иначе единой программы правительство не имеет. Кроме того, оно не может сегодня реально опереться на парламентское большинство, потому что диалог фактически отсутствует. С другой стороны, если большинство не будет обладать ключевыми экономическими комитетами в парламенте или теми, которые влияют на работу Верховной Рады, то практически говорить о формировании большинства нет смысла. Мы не можем ежедневно находиться под "перекрестным" огнем наших оппонентов, утверждающих, что у нас ничего не получается.

-- Уже составлен конкретный список перераспределения руководства комитетами ВР среди большинства?

-- Это не проблема. Мы отталкивались от того, что все члены большинства имеют равные права возглавить любые комитеты. Претензии на ключевые комитеты мы сумели снять благодаря определенным принципам договоренностей. Кто может уступить место, например, в каком-то комитете, автоматически получит место в другой системе управления.

-- То есть бюджетный комитет все-таки заберут у Петра Порошенко, несмотря на то, что за него "заступился" Владимир Литвин?

-- На данное время бюджетный комитет уже обозначили среди таковых, которые будут распределяться среди представителей большинства.

-- Когда ожидать голосования по "перераздаче" комитетов?

-- Возможно, уже в нынешний четверг. Если этого не произойдет, тогда в конце ноября. Фактически мы уже к этому готовы.

-- Как вы считаете, в создавшихся сложных экономических и политических условиях, а также в связи с разговорами о необходимости коалиционного правительства, не должен ли Анатолий Кинах написать заявление и уйти в отставку?

-- По моему мнению, Кинах -- порядочный и честный политик, классный менеджер. Проблема не в личности нынешнего премьер-министра, а в сложившейся политической ситуации, на которую премьер влиять никак не может. Если мы не изменим полномочия парламента и правительства, и Кабинет министров не станет частью политической коалиции парламента, то он всегда будет разменной монетой в различных политических играх. С другой стороны, эта политическая конъюнктура накладывается на специфический украинский лоббизм, где основной бал правят крупные финансово-политические группы. В этих условиях позиция премьер-министра может быть только его личным решением. Я всегда его буду поддерживать, но он часто воюет с воздушными мельницами, и его усилия, пусть простит мне Анатолий Кириллович, часто напоминают действия Дон Кихота, который был благородным по своему духу и хотел победить зло.

Что касается бюджета, то он давно уже стал сейфом, ключ от которого находится в руках у тех эффективных лоббистов, которые этим сейфом пользуются при любых обстоятельствах, увеличивая при этом свои и так большие финансовые активы. Я не считаю, что сегодня нужно называть фамилии и обнародовать списки участников финансово-политических групп. По крайней мере, до тех пор, пока мы не изменим власть, которая построена на остатках тоталитарного режима, умноженного на эпоху накопления первоначального капитала.

-- Существует ли гарантия, что после создания коалиционного правительства оно не будет обслуживать какую-то одну политическую и финансово-промышленную группу?

-- Не нужно искать гарантий. Можно говорить только о принципах открытости политических проектов, к которым относится и создание коалиционного правительства. А система сдерживания, которая не позволит правительству подчиниться какой-нибудь финансово-промышленной группе, находится в парламентском большинстве. Объединяя мораль с конкретной программой, мы сможем добиться, чтобы деятельность правительства не была направлена в интересах только одной политической силы, потому что это будет разрушать парламентское большинство и стабильную коалицию. Если же правительство не будет исполнять взятых на себя обязательств, то ему придется добровольно подавать в отставку.

-- На какой стадии сегодня находится процесс формирования коалиционного правительства?

-- На стадии разговоров между мной и вами.

-- Но если часть парламентариев-"большевиков" уйдет в правительство, то, согласно закону, им придется отказаться от мандата народного депутата. И тогда большинство, которое и так лавирует на граничной численности 226--230 человек, просто перестанет существовать...

-- Эта проблема волнует всех. Я предлагаю, чтобы в нынешних условиях членам коалиционного правительства можно было совмещать должность народного депутата и члена правительства до 2004 года. По крайней мере, это предложение стоит внести в распорядок дня и обсудить в парламенте.

-- Кстати, на какие комитеты и портфели в правительстве претендуют "Демократические инициативы" и лично вы?

-- Нас мало интересуют комитеты. В "Деминициативах" есть профессиональные специалисты, которые готовы взять на себя ответственность за управление определенными структурами в правительстве.

-- Как вы расцениваете то, что в СМИ началось активное обсуждение возможных преемников Анатолия Кинаха на посту премьер-министра? В частности, в этом контексте уже звучали фамилии Медведчука, Юшко, Гайдука, Пустовойтенко...

-- Называйте среди кандидатов в премьеры и меня. У нас вообще есть такая привычка моделировать ситуации, которые никогда не произойдут. Кроме того, большинство вопрос о кандидатуре премьер-министра не рассматривает. Мы готовы рассмотреть проблему в таком ракурсе: премьер остается тем же, а все министры подают в отставку. С другой стороны, понятно, что речь идет о серьезных стартовых позициях следующего премьера накануне президентских выборов. Ведь он становится ключевой фигурой в борьбе за президентское кресло. Все понимают также и то, что если большинство не согласится с кандидатурой премьера, которую предложит Президент, то возникнет острая дискуссия при выборе новой кандидатуры. Мы могли бы предложить много достойных людей на это место. Думаю, что если это произойдет, то у нас есть шанс выбрать нового премьера пользуясь принципом, по которому он должен быть равноудаленным от всех ФПГ.

-- Трудно представить себе такого украинского политика...

-- А я уверен: у нас можно найти такого кандидата, который не был бы заангажирован и не ориентировался в какую-то одну сторону -- на Брюссель или на Москву, а отстаивал интересы своей нации.