1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №243 (1291) за 28.10.2002

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК -- ОСНОВАТЕЛЬ БРОВАРОВ

Еще с детства нам знакомы сказки о подвигах русского богатыря Ильи Муромца и разбойничьих выходках противненького свистуна по прозвищу Соловей. О Муромце известно, что он -- реальная историческая личность, его останки хранятся в пещерах Киево-Печерской лавры. А как насчет Соловья? Оказывается, и он жил на самом деле. Неплохо устроившись на... киевских землях.

Так уж сложилось, что для советских мальчиков и девочек рассказы о Соловье ходили в паре с рассказами о Муромце. Отдельно Соловей как бы не существовал. Тем не менее в украинских селах из поколения в поколение передавались предания о князе по фамилии Соловей, который, по всей видимости, и стал прототипом былинного разбойника. Существует даже версия, что название Броварского района Киевской области пошло от "бравых" или "боровых" воров, поселившихся в здешних лесах во времена Киевской Руси.

Все приведенные ниже результаты исследования "дел давно минувших дней" принадлежат местным жителям: историкам, археологам, фольклористам. В учебниках и книгах по истории информация по этому поводу попросту отсутствует. Дело в том, что Броварской край каким-то образом "выпал" из общей истории нашего государства. Сегодня броварчане постепенно заполняют пробелы, собирая по крупицам подробности жизни своих предков, которые веками умышленно перекручивались или умалчивались.

КНЯЗЬ И ДВАДЦАТЬ РАЗБОЙНИКОВ

-- Жизнь, описанная в сказках, на самом деле не была такой уж сказочной, -- рассказывает краевед Владимир Гузий. -- Древние исторически летописи в свое время поддавались цензуре княжеской власти, вследствие чего приобрели идеологическую окраску. Именно так появились герой Муромец и антигерой Соловей. Былины и предания о них сохранились в селах в округе Броварского леса -- Княжичах, Броварах, Требухове, Зазимье, Погребах, Рудне.

Кто же такой Соловей? В сборнике броварского фольклора 1923 года есть предание, рассказывающее об основании Броваров: "В лесу Броварском жил Соловей, у которого было двадцать помощников. Разбойники накрали девчат и поставили несколько хат. Женщины хозяйничали, варили, а мужчины ходили за добычей". Кстати, остатки древнего дубового бора сохранились и по сей день.

Соловей был малым удельным сиверским князем, который держал возле днепровских переправ свое языческое полукняжество. Как и его далекий предок князь Кий, Соловей брал налог с пешего и конного, переправляющегося через Днепр. Его богатырские заставы на торговых заднепровских дорогах приносили немалую прибыль, обеспечивая политическую автономию. Одна из резиденций Соловья находилась в лесу, на реке Дарница (ныне это урочище Двирец в с. Княжичи).

Дарница протекала довольно далеко от древнего Киева, и не киевский, а местный князь брал здесь налог-дар. На северной торговой дороге тоже была своя Дарница (теперь -- сельский уголок в с. Летки) и поселение Соловья -- Кутузовое (Николай Гузий предполагает, что с. Кутузовое -- ныне с. Погребы, потому что в погребах-кутузках в древности держали узников). В нем был перевоз и стоял еще один дворец -- Зазимний, где жила его семья. Третий дворец известен как урочище на Трубеже возле с. Русанова. Там и сегодня распространена фамилия Соловей. Ее носит почти треть сельских жителей. А в с. Рудня до сих пор ходят легенды о двух братьях-близнецах с такой фамилией, которые жили здесь сто лет назад, славясь недюжинной силой до глубокой старости. Не генетическая ли наследственность древнего рода?

Предание называет Соловья "Рахмановым сыном". Слово "рахман" (брахман) имеет индоевропейские корни и обозначает принадлежность к высшему социальному сословию. Еще одно из известных имен Соловья -- Будимирович. В 1616 году правитель Броварского края -- Янович, принял историческое имя Соловья, давая понять жителям края, что он тоже "будит мир" восстанием против поляков (будимир значит "петух").

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД МУРОМЦА

Что же не поделили Соловей и Муромец? Былины южно-киевского (сиверского) цикла (который существовал параллельно официальному киевскому циклу и был своеобразным андеграундом) рассказывают о столетней борьбе сиверцев с варягами, язычников с христианами. Муромец -- чужак-завоеватель, принявший христианскую веру, Соловей -- местный князь-язычник, защищающий славянскую независимость от наемников и князей вражеского варяжского племени.

Дело в том, что князь Владимир родом из Новгорода, и в Киеве не было его сторонников. Поэтому он бросил клич мужам из чуди, муромы, вятичей, кривичей заселять грады на Десне, Остре и Трубеже. На сей клич отозвался и Муромец. Кстати, академик Петр Толочко, исследуя систему киевских крепостей, трактует их строительство не так для потребностей защиты от степовиков, как для поселения чужаков в противовес местному боярству.

Так вот, по дороге в Киев язычник Илья становится христианином. А свою новую родину называет землей Святорусской. Он побеждает непокорных черниговских мужиков. В другом варианте -- трех царевичей-бунтарей. Сиверский (черниговский) царь дает ему описание Соловьиной заставы, где на семи дубах сидит Соловей. Это действительно была приграничная сторожевая застава, похожая на позднюю казацкую, где казаки делали ложа на дубах. У такой заставы был и сугубо броварской вариант названия -- выглядка (известно одноименное урочище над Трубежом).

Прямоезжая дорога из Киева в Чернигов -- это старая Киевская Летняя или Дуковая дорога. Она проходила возле о. Муромец, через с. Погребы. По преданию, здесь держала перевоз через Днепр старшая дочь Соловья-разбойника Елена Сиверянка. В былине также упоминается река Смородинка, которая протекала вблизи соловьиных дубов, в другом варианте -- где Леванидов крест. Краеведы утверждают, что речь идет о реке Плоская Руда, второе название которой Смолянка. Местные жители назвали ее так из-за черного, торфяного, цвета воды. Это ведет к народной цветовой ассоциации: черный -- смоляной -- смородиновый. А вот ручеек Колодня, протекающий около с. Рудня, может служить объяснением былинному "дорожка заколоденна". Имеются сведения о "диких" дорогах, которые перекрывали столбами поваленных деревьев против вражеской конницы. Вот почему конь Муромца так часто спотыкается.

СВИСТ ВМЕСТО МЕЧА

Итак, получив точные данные о местонахождении заставы, русский богатырь с отрядом напал ночью, внезапно. Соловью выбили правый глаз и он свалился с дерева, став легкой добычей. Ведь воевал Соловей не с оружием, а с помощью звериного крика и птичьего свиста. Согласно былине, "муромцы" услышали неизвестный в северных краях рев трубежских туров. Разбойники Соловья, как опытные охотники, могли ему подражать, так же как и свисту ночного пугача-сыча, который предвещает несчастье.

Илья хотел убить князя, вынуть сердце-душу, но тот попросил оставить душу на покаяние (Вероятно, речь идет о каком-то неизвестном языческом обычае). Муромец требует от разбойника: "Скажи, где твоя казна золотая лежит!" Тут проявляется истинный интерес Ильи, ведь Соловей, как удельный князь, был небеден. Муромец посадил пленного в клетку (как позднее, по московскому обычаю, Степана Разина). А возле с. Погребы он встречает двенадцать сынов-соловьят. Они хотят помочь отцу, но Соловей отговаривает. Почему? Может, силы были неравными и отцу было жаль детей. Муромец ставит ультиматум: "Если вы, соловьята, не привезете в Киев свои пожитки, то всем вам -- и молодому, и старому -- смерти не минуть".

Старшая дочь Соловья тоже хотела освободить отца: "Как подъехал богатырь к дому Соловьиному, выскочила Елена на широкий двор, схватила палицу чугунную и замахнулась ею на Илью Муромца. Захотела ударить его по буйной голове. Но знал Илья Муромец увертки богатырские и увернулся он от удара великого. Пришелся удар ему лишь по правой руке".

В Киеве плененный и раненый Соловей вел себя достойно. Алешу Поповича обругал, Добрыню назвал слугой, а великому киевскому князю заявил: "Не твой я холоп, не служу тебе!" Согласно былине Соловья убили, а тело бросили на растерзание собакам. Тут сразу возникают ассоциации с убийством суздальцами Андрея Боголюбского, чье тело тоже выкинули на улицу. Позже, как рассказывают броварские предания, Соловья похоронили по сиверскому обычаю: тело сожгли на тополином кострище, отслужив над ним тризну. Попрощаться с вожаком пришли все поборники старой веры. Пепел и обугленные кости положили в горшок и закопали. Сверху насыпали курган-могилу.

МОГИЛУ СОЛОВЬЯ СРОВНЯЛИ С ЗЕМЛЕЙ

-- После смерти Соловья его родных и волхвов сожгли вместе с Зазимним двором сторонники князя Владимира, -- продолжает рассказ краевед Николай Барбон. -- Позже на пепелище зять Владимира Мономаха Всеволод Давидович, князь Городецкий, основал свою вотчину, пригодную для проживания зимой -- село Зазимье.

Вплоть до 60-х годов прошлого века в урочище Стыгло (возле одноименного озера) возвышался курган. С детства помню, как местные старики утверждали, что это могила Соловья. Говорили и о его несметных сокровищах, зарытых где-то в Броварском лесу. Одним из наиболее вероятных мест считался тот же курган. Поэтому горе-кладоискатели практически уничтожили его.

В 1963 году я с товарищем решил обследовать курган. Он был около сорока метров в обхвате и метров семь в высоту. Попробовали зондировать почву вокруг кургана, но в радиусе полуста метров не выявили признаков культурного слоя. На верхушке и у подножия кургана уже кто-то копал, да забросил. Мы тоже сделали трехметровый шурф с наклоном к центру кургана. Почва была сухой и серо-черной (перепаленной), с кусочками глины. На этом решили остановить раскопки, боясь быть засыпанными. А когда, через некоторое время я вернулся с креплением для мини-шахты, обнаружил, что курган наполовину уничтожен. Оказалось, о наших поисках разузнали два брата, тоже из местных. Решив, что в кургане сокрыто золото Соловья, они раскурочили его бульдозером. Не обнаружив ничего интересного, кроме непонятного горшка с пеплом и костями, братья от злости его разбили, разбросав останки по земле.

Для меня же эта находка представляла настоящую ценность. Что касается остатков кургана, то на глубине трех метров от верхушки пролегал слой пепла и обугленной древесины из осокора и сосны. Ниже был 15-сантиметровый слой глины и тот же пепел с углем. На дне ямы лежала обгорелая дубовая древесина: древние славяне хоронили покойников в гробах -- дубовых колодцах, которые сжигались вместе с телом.

РАЗБОЙНИКУ -- ПАМЯТНИК

К сожалению, на момент находки археологические исследования Броварского района мало кого интересовали. В конце 90-х, когда Барбон вернулся к кургану, оказалось, что тот сровняли с землей. Прилегающая территория к тому времени уже была "частной собственностью" какого-то предприятия. Так что идея поставить на месте кургана памятную табличку осталась тогда нереализованной.

-- Более-менее серьезные исследование нашего района начались пару лет назад, -- рассказывает Леонид Вайсфельд, председатель Броварской райгосадминистрации. -- И чем больше исследовали, тем больше появлялось загадок. То, что Соловей -- реальная историческая личность -- факт доказанный. Некоторые краеведы называют его этаким Робин Гудом из Броварского леса. Хотя, чтобы утверждать это, нужны серьезные научные исследования (мы, впрочем, уже привлекли к поискам профессионалов). Идея с табличкой на месте кургана -- хороша. Однако прежде чем ее устанавливать, нужно взвесить все "за" и "против". Если "за" перевесят, не исключено, что Соловей станет официальным символом Броварщины.