1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №243 (1291) за 28.10.2002

ТВОРЧЕСТВО И МЕДИТАЦИЯ

Судомоделист Вячеслав Козак знаменит не только в Украине, но и во всем мире. Его модели парусных судов знают в странах бывшего СССР, в Европе, Америке. Вячеславу посчастливилось совместить работу и увлечение, он профессионально занимается судомоделизмом уже около полутора десятка лет. За эти годы 16 его кораблей стали победителями украинских и европейских чемпионатов. Среди них -- копия корабля Магеллана и всех кораблей эскадры Колумба.

Работа судомоделиста требует глубоких знаний истории, инженерного дела, техники. Но, пожалуй, ближе всего она к работе художника. Каждая из моделей Вячеслава Козака настоящее произведение искусства. Одна из них -- модель знаменитого корабля английского короля Генриха VIII "Генри Грейс э'Дью", что означает "Король Генрих милостью Божьей". Он был спущен на воду в 1514 году и стал флагманом королевского флота. До Вячеслава никто из судомоделистов мира не пытался воспроизвести "Генри Грейс э'Дью". На строительство этой модели у него ушло два года. Луганскому мастеру удалось создать максимально точную копию этого судна, воспроизведя, в частности, 289 пушек, расшитые золотой нитью паруса и внутренние помещения. Масштаб модели -- 1:100, поэтому подробно рассмотреть устройство всех шести палуб можно лишь с помощью миниатюрного видеозонда.

В нынешнем году Вячеслав Козак участвовал в международном чемпионате в немецком городе Ганновере. Там он продемонстрировал модель совершенно нетрадиционную -- разрез носа французского линейного 74-пушечного корабля XVIII века. Эта работа получила серебряную медаль в категории "разрезы, фрагменты и части судов". Выполнена она по чертежам Жана Будре, французского специалиста по парусному флоту. Ноу-хау состоит в том, что модель эту можно разобрать на детали. С ее помощью можно ознакомиться с процессом сборки настоящего судна, а также получить представление о работе судомоделиста.

-- Действительно, -- говорит Вячеслав, -- до меня модели со съемными частями никто не делал. В правилах проведения соревнований это стало поощряться буквально два года назад. Подобная модель является не только результатом творчества, но и еще методическим пособием. Наглядным пособием, по которому можно учиться моделированию. А опытным моделистам -- вспоминать некоторые тонкости, ведь по прошествии времени кое-что начинает теряться. Поэтому мои коллеги одобрили это направление. Безусловно, оно отличается сложностью в связи с тем, что приходится показывать то, что не видно на обычной модели или фрагменте. Невозможно спрятать неаккуратность обработки или покрытия, поскольку каждую из деталей теперь можно рассмотреть со всех сторон.

Вячеслав Козак утверждает, что при изготовлении своих моделей пользуется главным образом украинскими материалами и технологиями. Не потому, что живет в Украине, а ввиду их уникальности.

-- К примеру, последняя модель сделана преимущественно вручную, с высочайшей проработкой всех деталей. Основной принцип, который я использовал -- это подгонка деталей на просвет. То, чем занимались слесари-лекальщики, слесари-инструментальщики на луганском заводе им. Ленина. Напомню, что в Европе таких заводов, где была инструментально-лекальная школа, было всего четыре. Я использовал натуральное покрытие, это продукт пчеловодства -- прополис. В украинской национальной резьбе по дереву всегда использовались только натуральная колористика. Редко когда изделия покрывались краской. В основном это было натуральное дерево, которое сохраняло естественный цвет на протяжении всей жизни изделия. То же самое и здесь -- нет ни одного грамма краски.

По сравнению с украинскими судомоделистами иностранные имеют множество преимуществ. Прежде всего возможность доступа к необходимой информации, широкий выбор материалов, инструментов и оборудования. Быть может поэтому они чаще получают главные призы на соревнованиях и выставках. Но, по словам Вячеслава, он никогда не завидует успеху коллег, в том числе и зарубежных.

-- Если и есть что-то такое, то это зависть к возможностям. К примеру, работать, не думая о хлебе насущном, как работают итальянцы, немцы, французы. Да и зачем далеко ходить -- белорусы. Их финансирует государство, они получают стипендии, у них есть льготы. Как это было раньше, при Советском Союзе. К сожалению, нас никто не поддерживает. Все чего мы добиваемся, получается за счет экономии на себе, на своих близких. Впрочем, это проблемы, которые есть почти у всех.

Вячеслав Козак утверждает, что награды и признание не имеют для него большого значения, главное -- сам процесс творчества. Он говорит, что работа для него -- самая настоящая медитация, которая необходима ежедневно и от которой он получает истинное удовольствие.