1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (1292) за 29.10.2002

СО СТИХИЙНЫХ ПАРКОВОК НАЧНУТ ИСЧЕЗАТЬ МАШИНЫ

Представьте ситуацию: приехали вы к ЦУМу на машине и припарковали ее напротив входа. А когда вернулись, обнаружили, что автомобиль исчез. Не спешите заявлять об угоне, ведь не исключено, что его просто отбуксировали на штрафплощадку. За что? Подобное наказание ждет водителей за нарушение правил парковки на территории Киева.

Согласно новому решению Киеврады "Об установлении правил благоустройства территории, парковки транспортных средств, по обеспечению чистоты и порядка, по соблюдению тишины в общественных местах, торговле на рынках в г. Киеве" месяца через три в Киеве начнет действовать мобильная бригада эвакуаторов, которая будет "очищать" притротуарные парковки от нагромождения "зазевавшихся" авто.

Бывает, что парковщики не спешат выдавать квитанции (точнее, чеки из кассовых аппаратов), и парковочный сбор течет мимо городского "кармана". Впрочем, водители не шибко требуют эти квитанции. Напротив, практикуется следующее. Парковщик вставляет под стеклоочиститель клочок бумажки с указанием времени прибытия, а водитель оплачивает парковку, когда возвращается. И то, если парковщик заметит. Естественно, такая "шара" позволяет оставлять авто надолго. Вот и случаются на дорогах пробки из-за скопища машин у бровки (например, улицы Пушкинская, Богдана Хмельницкого).

Чтобы убить двух зайцев сразу -- и дороги разгрузить, и левый денежный поток перекрыть -- разработана концепция автоматизированной системы парковки. Проще говоря, на обозначенных местах парковки устанавливаются паркоматы. Водители сами задают время предполагаемой стоянки и оплачивают его с помощью специальной чип-карты. Взамен паркомат выдает квитанцию, которую владельцы машин оставляют под лобовым стеклом. А функции парковщика ограничиваются контролем времени стоянки. Если заметил просроченную квитанцию, в ход идет блокиратор колес (чтобы водитель не уехал, не расплатившись). Если же срок затягивается, приезжает мобильная бригада, которая попросту машину эвакуирует, освобождая место для другого клиента.

Такие паркоматы, кстати, уже пытались внедрить в Киеве года четыре назад. Их установили на ул. Богдана Хмельницкого. Но, по мнению Юрия Тетевина, начальника паспортизации и автоматизации систем контроля оплаты за услуги парковки службы "Киевпарксервис", тогда была допущена ошибка -- поэтапное внедрение системы. Паркоматы охватили только 150--200 парковочных мест, и водители не хотели покупать чип-карты, которые нигде больше не действовали. Была также попытка ввести карты, которые распространяли парковщики и сами же компостировали на них время стоянки, -- выручка упала в три раза.

На сей раз автоматизированной системой планируется для начала охватить центр города: Подольский, Печерский, Голосеевский, Шевченковский р-ны. Это 4 тыс. парковочных мест из расчета 1 паркомат на 20 машин. (Нынче в центральной части города оформленных парковок 2,5 тыс., остальные -- стихийные. Всего в Киеве около 10 тыс. парковочных мест, но эксплуатируется 8 тыс.)

Планируется, что паркоматы установят весной следующего года, когда во всех районах будут действовать мобильные группы с блокираторами и эвакуаторами, постепенно приучая водителей к порядку. Контроль за добросовестностью парковщиков тоже усилится -- сами водители вынуждены будут требовать квитанции, чтобы оставлять их под лобовым стеклом своего авто.

Инструкцию по пользованию паркоматами огласят через СМИ за месяц-два до их ввода. Сейчас утрясаются детали. Например, стоимость одного часа парковки. По словам Юрия Константиновича, во всем цивилизованном мире она равняется цене одного литра бензина. Правда, парковочный сбор в центральной части города, музейной или зеленой зоне выше, чем на окраине. Более того, с каждым часом стоимость парковки увеличивается (поэтому водители и стараются убрать свои машины как можно быстрее).

Вторая деталь -- форма расчета. Предусмотрены только чип-карты. Но как быть тем, кто редко паркуется в центре, или, вообще, приезжим? Опять-таки, в мировой практике есть универсальные паркоматы: для налички и для чипов. Однако от них постепенно отказываются, потому что денежка подвержена инфляции. Кстати, распространять чип-карты номиналом 20, 50 и 100 грн. планируют через киоски, сберкассы, возможно, метро.

Еще один немаловажный вопрос: насколько должен опоздать водитель, чтобы его машине сначала заблокировали колеса, а потом отбуксировали? По этому поводу не утихают споры. Известно только, что блокировать будут левое переднее колесо, чтобы водитель сразу заметил. Блокиратор красного или желтого цвета сразу бросится в глаза, да и на стекле у водительского сиденья прилепят ленточку с уведомлением, мол, стой, посмотри под колеса! На самом блокираторе будет указан номер телефона для вызова "разблокираторщиков".

Ну и самое главное: где взять 8 млн. грн. на осуществление запланированного? Сейчас ведутся поиски инвестора. Параллельно предприятия изготавливают экспериментальные образцы паркоматов и чип-карт.

P.S. Между прочим, сегодня по безналичному расчету в службе "Киевпарксервис" можно приобрести абонементные талоны на парковку автомобиля в установленных местах с восьми утра до девяти вечера. Такой "проездной" рассчитан на один квартал и стоит 360 грн.