1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (1292) за 29.10.2002

ЕВРОПЕЙЦЫ УПРАШИВАЮТ НАС ВЗЯТЬ ВЗАЙМЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОБАНОВ

Крылатая фраза о том, что все дороги ведут в Рим, сегодня трансформировалась в новую максиму: "Все дороги идут через Украину". На днях в Киеве прошла международная конференция, где решались вопросы совместного обустройства важнейшего для Евросоюза Южного транспортного коридора, ключевым звеном которого является Украина.

Пусть не так быстро, как хотелось бы, но все же реализуется высокий транзитный потенциал "неньки", удачно расположенной на пересечении традиционных торговых путей из Европы в Азию и "из варяг в греки". Через нашу территорию пролегают самые короткие купеческие маршруты, многие из которых совпадают с так называемыми Критскими международными транспортными коридорами (МТК).

Особенно впечатляют масштабы окончательного варианта трансконтинентального коридора "Восток--Запад", частью коего и является "Южный". По замыслу уже действующий МТК №5 будет продлен на запад до Лиссабона, оттуда через Испанию, Францию, Италию, Хорватию и Венгрию подойдет к Чопу и, "пронизав" Украину, по Транссибирской магистрали достигнет Дальнего Востока. То есть пересечет весь гигантский материк от Атлантики до Тихого океана.

А пока разрастающийся Евросоюз озабочен обустройством "восточного крыла" Южного коридора (Лиссабон--Киев), проходящего по территории Словении и Венгрии -- ближайших кандидатов на членство в ЕС, а также Украины и Хорватии, имеющих те же намерения. Наш вклад в проект -- 339 км автомобильных и 266 км железных дорог, которые уже сегодня способны пропускать в 1,5--2 раза больше грузов. А после необходимой реконструкции доходы Украины от транзитных перевозок ежегодно будут увеличиваться на 600--700 млн. грн.!

Но ради такой прибыли придется расстараться: "привести в соответствие" нормативные акты и таможенные тарифы, пункты пропуска и сервис, но главное -- дороги довести до европейской кондиции. Словом, научиться возить грузы быстро и дешево, постепенно уменьшая транспортную составляющую в цене товара.

Покамест быстро возить, увы, не получается. К примеру, в Карпатах скорость движения грузовых поездов ограничивается 40--45 км/час. А самое "узкое место" коридора -- аварийный одноколейный тоннель на перегоне Бескид--Скотарское длиной около 2 км, который в любой момент может превратиться в "пробку". Он построен еще в 1886 г., во время Второй мировой войны был разрушен и наспех восстановлен, к тому же он расположен в зоне сейсмичности в 7 баллов. Поезда преодолевают его "шагом", проходя не более 15 км/час. Построить новый тоннель стоит $130 млн., реконструировать старый -- $30 млн.: этот вопрос пока остается открытым.

Иное дело -- скоростные линии, где можно выжимать более 200 км/час. Но такое удовольствие доступно пока лишь на маршруте "Киев--Харьков", хотя транспортники обещают продолжить это начинание и в других направлениях: "Киев--Львов--западная граница", "Киев--Одесса", "Киев--Москва" и "Харьков--Москва".

Другая наша беда -- плохое состояние и недостаточная ширина автомагистралей, что особенно заметно на участке Чоп--Ужгород и на карпатских перевалах. Между тем в мире давно уже не принято экономить на дорогах. К примеру, Германия тратит на погонный километр шоссе $24 тыс., Россия -- $9 тыс., Беларусь -- и та раскошеливается на $5 тыс., а Украина пытается обойтись $1 тысячей. Минтранс планирует отказаться от такой практики и уже в будущем году довести до евроуровня около 5000 км дорог. Правда, отдельными кусками -- либо на участках, где уже "ни проехать, ни пройти", либо там, где объявится заинтересованный инвестор, на условиях концессии. Так что некоторое время на украинских "автобанах" можно будет двигаться то не спеша, то с ветерком.

Понятно, что стать равноправным партнером в Европе -- удовольствие дорогое. За последние три года Украина уже выложила на развитие своих участков МТК $370 млн. Как сообщил на конференции глава профильного комитета ВР Валерий Пустовойтенко, в проекте бюджета-2003 заложено 2,2 млрд. грн. -- вдвое больше прошлогоднего. Однако дадут ли их, пока не известно, а требуется гораздо больше. Поэтому, по словам министра транспорта Георгия Кирпы, его ведомство не особо рассчитывает на казенные деньги, отдавая предпочтение инвестициям и собственным ресурсам.

Между прочим, как только европейские финансовые структуры поняли, что мы справляемся своими силами, без их займов, то сразу приуныли, что останутся без "навара". И теперь сами просят: дескать, возьмите, пожалуйста. Однако Минтранс обратился за кредитами к отечественным банкам: так и унижаться не надо, и деньги не покинут пределы державы.