1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (1292) за 29.10.2002

"ЕСЛИ В ТЕАТРЕ НЕТ АТМОСФЕРЫ -- ЕГО МОЖНО ЗАКРЫВАТЬ!"

"20 лет назад, в 1982 году я окончил курс в "Київському державному театральному інституті" и приобрел профессию "актор театру та кіно". Учился на курсе потрясающего педагога и человека Нинель Артемовны Гучинской. А потом судьба побросала по всяким весям-куролесям. Закончил режиссуру у Анатолия Васильевича Эфроса. "Зайцев" поставил пять лет назад. К тому времени у меня уже был опыт шести сезонов работы в театре "Сатирикон" имени Аркадия Райкина.

Когда я впервые прочитал актерам пьесу "За двумя зайцами", никто даже не улыбнулся. Сережа Маковецкий сразу отказался от Голохвастова. (А Юлия Рутберг -- от Прони Прокоповны! -- Н.Х.) Пришлось адаптировать материал к сегодняшнему дню. Во время работы мы специально не смотрели фильм. Хотя, конечно, он у всех нас в подсознании. А в моем подсознании -- еще и легендарный спектакль Киевского молодежного театра, который я смотрел еще студентом. Поэтому, конечно, было сложно этот материал адаптировать, да еще в Москве. Что касается импровизации, актеры этому научены. При всех проблемах, в них до сих пор присутствует то, что завещал Евгений Багратионович Вахтангов -- Радость с большой буквы.

Во время одного из прогонов за кулисы пришел Петр Наумович Фоменко, который за мой первый спектакль в Театре Вахтангова "Проделки Скапена" меня просто разрушил. Скажем мягко, "очень поругал" в течении часа-полутора. И тут я выпускаю "Зайцев", ко мне подбегает помощник режиссера: "Александр Михалыч, можете подойти в кулисы?" -- "Какие кулисы?! Час до премьеры!" -- "Вас Петр Наумович..." -- "Как-кой еще Петр Наумович?" Я ругаюсь, но все-таки подхожу, а там -- Фоменко, которого я о-бо-жаю, один самых удивительных педагогов-режиссеров на театральном небосклоне! Он взял меня за ноздрю и сказал: "Горба'ч! Я тебя поздравляю! Считай, что спектакль получился. В нем есть то, чего очень редко добиваются -- атмосфера". Вот тот маленький урок -- реактивный, микросекундный -- меня очень многому научил. Если в спектакле нет открытий -- он бессмыслен. Если в театре нет атмосферы -- театр можно закрывать".