1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №244 (1292) за 29.10.2002

ЗА ДВУМЯ ПРОНЯМИ -- ВЕРХОМ НА РОЗОВОМ РОЯЛЕ

Узнав, что Театр имени Вахтангова везет в Киев спектакль "За двумя зайцами", мы, разумеется, не смогли удержаться от ехидства: в Тулу -- со своим самоваром? Но комедия Михаила Старицкого оказалась настоящим "бриллиантом" в гастрольной программе.

Мария Аронова -- Проня Прокоповна -- сделала почти невозможное: соединила безудержную буффонаду с таким лиризмом, что публику бросало из хохота в слезы. Ее феерическая импровиция, из которой можно составлять цитатник, -- это нечто невообразимое! Делясь впечатлениями, зрители через одного поминали Фаину Раневскую. Спектаклю вообще (и в этом огромная заслуга режиссера Александра Горбаня) удалось "пройти по лезвию", удержавшись на тончайшей грани фантазии, не ставшей отсебятиной, и яркого разноцветия, не обернувшегося безвкусицей. Даже "украинский колорит", которым изобилует спектакль -- небывалая вещь! -- не превратился в пародию.

Самое потрясающее -- сочиненный вахтанговцами финал. Молодых везут в церковь... на розовом рояле (Проня Прокоповна прикупили его к приходу дорогого кавалера вместе с модными оттоманкой и креслом). Тут, как известно, открываются все обманы, и Голохвастов уходит... Легендарная фраза: "Не за ваши магазины я шла! Я ж вас любила!" -- прозвучала так беззащитно, так душераздирающе кротко, что женская половина публики заплакала как по команде. И вдруг Проня принимает решение: "Ну и что, что банкрот? Я ж вас люблю! (громогласно) Несите его в церковь -- поп ждет!!!" Нет, такого чуда мы еще не видели...

На самом деле, Маша жутко волновалась. Во-первых, ей сказали, что на спектакле будет легендарная Маргарита Криницына. И она таки была. И, выйдя на сцену, восхищалась спектаклем. (Пришла и Проня из Театра Франко -- Полина Лазова, но это уж не афишировалось.) А еще Маша призналась: "К сожалению, я впервые попала в Украину уже после того, как этот спектакль вышел. И что такое Киев, и что такое Подол, мне объяснял "на пальцах" режиссер Саша Горбань -- он-то из Украины. Я в восторге от фильма, но моя героиня совершенно непохожа на киношную. Я не стесняюсь, что никакой специальной литературы для построения данной роли не читала. Я "рожала" Проню, и рожала так, как я чувствовала". Уже после спектакля Маша дала волю эмоциям: "Это просто подстава для артиста! -- громким шепотом твердила она. -- Мы за пять лет "Зайцев" вообще никуда из Москвы не вывозили. И первый же выезд -- в Киев?! Натуральная подстава!" -- глаза Прони светились счастьем.

Бурное веселье продолжалось до глубокой ночи в ресторации "За двумя зайцами" (тут уж, как говорится, место встречи изменить нельзя!). В паузах между тостами и взаимными комплиментами две Прони еще успели поспорить насчет финала спектакля. Маргарита Васильевна утверждала, что Голохвостый от нее все равно сбежит, но Маша сказала -- как отрезала: "Не вырвется".

После "Зайцев" гастроли как-то неожиданно покатились "вниз по наклонной". "Отелло", повествующий о нелегкой гарнизонной жизни офицерских жен с их мужьями-ревнивцами, был интересен, в основном, сценографией Владимира Боера и шикарным, словно рожденным для роли Яго, Сергеем Маковецким. Мы даже почти поверили его заявлению, мол "киевская публика ходит только на меня". Блеск вахтанговской школы ощущался, в основном, в диалогах Яго и Родриго (Филипп Григорьян), представленного в виде персонажа "комедии масок".

Премьера "Царской охоты" Леонида Зорина оказалась зрелищем совсем печальным. Конечно, права Мария Аронова, что "ивановские спектакли напоминают вино, которое должно дозреть" и "по большому счету, спектакль еще не родился". Но ведь, как удалось разузнать, ту же пьесу Владимир Иванов ставил лет восемь назад на своем курсе в Щукинском училище и, по сути, это -- воссоздание старого спектакля. Правда, из прежнего состава остались лишь две героини, зато главные: Екатерина II -- Мария Аронова и княжна Тараканова -- Анна Дубровская.

В последний день гастролей, когда в Москве уже сутки продолжалась трагедия с заложниками, эта история с подавлением мятежей любыми средствами могла бы (и должна была!) прозвучать намного пронзительнее, чем накануне: это мог быть спектакль о необходимости сильной власти или мирного разрешения конфликтов, или о ценности человеческой жизни... Неважно, о чем именно -- но о чем-то очень остром и "цепляющем" именно сейчас, сию минуту... Это могло быть, но только если бы спекталь вообще был хоть о чем-нибудь, кроме унылого пересказа исторического сюжета. При всем богатстве материала разве что Аронова дает повод поверить в переживания своей героини -- сильной властительницы, которая борется с мятежом прежде всего внутри себя, все силы бросая на истребление в себе слабой женщины. Остальные бьются в пафосе, как в конвульсиях.

Особенно осчастливил своим появлением на сцене драматург Карло Гоцци (раз уж герои попали в Венецию -- грех было не "встретиться" с автором "Принцессы Турандот", из которой фактически "вырос" Театр Вахтангова). В гробовой тишине синьор Гоцци "коротенько, минут на сорок" провел ликбез на тему создания всех своих бессмертных произведений. А в России, уже в покоях Екатерины явился еще один светоч разума -- Денис Иванович Фонвизин. Мы перепугались, что следом выйдут многократно поминаемые императрицей Вольтер и Дидро, но без них, к счастью, обошлось...