1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №247 (1295) за 01.11.2002

КУДА ПЛЫВУТ РАДИОАКТИВНЫЕ КОРАБЛИ?

Отправной точкой нашего расследования послужил скандал полугодичной давности, когда на территории речного порта было обнаружено 80(!) тонн радиоактивного металлолома "родом" из Чернобыля.

"ПРИВЕТ" ИЗ ЧЕРНОБЫЛЯ

Фабула той истории, вкратце, такова. У некоего частного предприятия, занимающегося перепродажей металлолома, возникли крупные неприятности с налоговиками. Как водится в таких случаях, деятельность фирмы приостановили, а грузы арестовали вплоть до дальнейшего разбирательства. Одним из таких грузов и оказались злосчастные 80 тонн железнодорожных колесных пар, рельс и прочего металлолома. Потом на месте побывали дозиметристы и впали в состояние тихого ужаса -- железяки "фонили" до 1000 мкР/час! Завязалась оживленная межведомственная переписка, длившаяся полгода. Не вдаваясь в перипетии этого занимательного процесса, остановимся на двух моментах. Во-первых, результаты радиологической экспертизы показали, что все это "хозяйство" вывезено с территории, непосредственно прилегающей к четвертому энергоблоку ЧАЭС. А во-вторых, этот металлолом с территории "зоны отчуждения"... не вывозился. По крайней мере, официально. То есть, надо понимать, его попросту украли.

Так это или нет, пусть решают компетентные органы, мы же поспешим обрадовать читателя -- в конце концов, через полгода после обнаружения, "нелегальный мигрант" был депортирован на "родину", то бишь в Чернобыльскую зону, где его благополучно захоронили. Однако...

Через некоторое время автор, прогуливаясь по Набережной с одним из участников эпопеи "80 тонн", обратил внимание на странный караван -- вниз по Днепру буксир тянул нечто, что раньше, судя по всему, называлась баржами.

-- А вот, кстати, иллюстрация к нашему разговору -- еще один привет из Чернобыля, -- заметил мой, надо сказать компетентный в этих делах, спутник. -- Сейчас отбуксируют куда-то неподалеку, порежут и дальше на юг отправят -- на переплавку и дальнейшую перепродажу.

Намек был понят. Через несколько дней, затраченных на изучение карт и консультации у специалистов, было определено несколько возможных мест назначения каравана и редакционный автомобиль взял курс на юго-восток.

ОСТРОВ ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ

По странной иронии обнаружились искомые баржи в одном из самых экологически чистых мест Украины -- в Переяславе-Хмельницком. Если точнее -- в местном речном порту.

С десяток людей в спецодежде дружно орудовали газовыми резаками и пришвартованный "Мукачево" (так когда-то называлась это судно), постепенно превращался в груду металлолома на берегу. Судя по этому кургану высотой метров в двадцать, тезка западноукраинского города здесь далеко не первый "клиент". Да и штабеля баллонов с кислородом и пропаном указывали на то, что без работы резчики не сидят.

-- Да, работы хватает, -- говорит один из рабочих. -- Вот с "Мукачевом" закончим, возьмемся за "Октаву", -- указывает на вполне прилично выглядящий пассажирский корабль, сиротливо приткнувшийся к камышам чуть далее.

Заметив манипуляции нашего дозиметриста Валерия, рабочие обеспокоились:

-- Что, "звенит"?!

-- Нет, все нормально. Но еще поищем. Надо попытаться добраться до днища -- если баржа была затоплена, то именно там и должна быть "грязь". Дело в том, что обычно "фонит" ил, так как вся радиоактивная пыль оседает на дно, и, если судно достаточно долго простояло "на грунте", то обязательно набрало в себя эту гадость -- объясняет Валерий.

Увы, до "мукачевского" днища нам добраться не удалось -- все нижние отсеки были затоплены. Зато в ста метрах от причала обнаружили пустырь, на котором были живописно разбросаны останки нескольких барж. Некоторые, судя по буйной растительности на них, лежат здесь уже давно. Валерий подносит трубку дозиметра к одному из кустиков. Стрелка на шкале прибора поползла вправо -- 20, 50, 100...

-- Есть! -- хором говорим мы и начинается работа.

Каждый кусок металла измеряется два раза -- сначала дозиметром на предмет наличия гамма-излучения. Затем специальным прибором для определения плотности бета-распада. Произведя все замеры, берем пробы -- это для того, чтобы отдать на гамма-спектрологический и радиохимический анализ в лабораторию радиационной гигиены Института гигиены и медицинской экологии им. А.М. Морзеева.

"ДАННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПАСНОСТЬ"

Получив результаты исследований, мы встретились с начальником отдела контроля радиационной безопасности Государственной экологической инспекции, старшим государственным инспектором Украины по охране окружающей природной среды Михаилом Шульгой.

-- В протоколе радиационного контроля металлолома указано: объект №2 -- 59,8 мкР/час; объект №3 -- 100,5 мкР/час; объект №4 -- 80,5 мкР/час; объект №5 -- 55,2 мкР/час. Согласно "Государственным экологическим правилам и нормам радиационной безопасности при операциях с металлоломом" предусмотрен норматив 50 мкР/час. То есть, судя по данным, указанным в протоколе, есть превышение, которое уже представляет потенциальную опасность. А если брать за основу норматив 30 мкР/час, который есть пределом, то 50 -- это уже "уровень вмешательства". Это что касается гамма-излучений.

Далее. Если посмотреть протокол исследований проб на радиоактивное загрязнение, выданный Институтом гигиены, то указанные здесь показатели от 6 до 7 тыс. беккерелей в час также говорят о потенциальной опасности. Протоколом определено, что это так называемое "снимаемое загрязнение", т.е. загрязнение, которое может распространяться и загрязнять окружающую природную среду.

-- Сколько беккерелей на килограмм считается безопасным уровнем?

-- Безопасной считается удельная активность природных радионуклидов до 370 беккерелей на килограмм.

-- Какой максимальный природный фон гамма-излучения допускается?

-- Средний естественный радиационный фон по Украине -- до 25 мкР/час.

-- Подпадает ли данная ситуация под действие закона?

-- Согласно статьи 13 Закона Украины "О защите человека от ионизирующего излучения", собственник, т.е. юридическое или физическое лицо, обязан проводить систематический контроль радиационного состояния рабочих мест, помещений и пр. При обнаружении повышенного уровня гамма-излучений должен уведомить территориальный орган Минэкологии и природных ресурсов, областную СЭС. А потом уже, по принятию решения этими органами, вызывается аварийная бригада одного из спецпредприятий для ликвидации этой ситуации. В данном случае, судя по всему, собственник проигнорировал закон.

-- Можно ли, исходя из предоставленных вам результатов анализа проб, определить, откуда вывезен металлолом?

-- Судя по мощности излучения цезия-137, которое сильно превышает природный радиационный фон, можно сказать, что загрязнение "чернобыльского" происхождения.

КАПЛЯ В МОРЕ

По некоторым данным, через шлюз Киевской ГЭС за последнее время прошло около семидесяти барж, каждая весом в 400 тонн. Порт отправки -- Чернобыль, порт прибытия... Этого точно сказать не могу, так как потенциальный список достаточно длинный -- Запорожье, Херсон, Днепропетровск, Николаев... В Одесском и Измаильском портах, например, радиоактивный металлолом правоохранители задерживают десятками тысяч тонн. Это, кстати, отчасти подтверждает слухи о том, что основным потребителем "товара" является Турция.

Это что касается "водных путей сообщения". Но, судя по милицейской статистике, здесь еще относительно спокойно. На железных дорогах, например, случаи выявления "чернобыльских гостинцев" встречаются чаще, хотя тоже негусто. За 2001 год -- всего двенадцать. Лично у меня есть подозрение, что их гораздо больше. В этой связи вспоминается рассказ человека, живущего в "зоне отчуждения": "Да, мы металл собираем. И цветной, и черный. Периодически приходят из Беларуси грузовики и покупают его у нас. Но мы -- это капля в море, кустарщина. В основном отсюда тащат целыми составами и баржами. Я уже не говорю о древесине..."

P.S. Автор выражает благодарность всем людям, оказавшим помощь в подготовке этого материала. И точку пока не ставит, как всегда обращаясь к тем, кто "в теме", с просьбой выходить на связь с редакцией.