1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №248 (1296) за 02.11.2002

КОРАБЛИ В ЗАПОВЕДНИКЕ -- ПЕЛИКАНАМ НЕ ПОМЕХА

Так сложилось, что Украина не имеет судоходного выхода в Черное море через Дунай, поэтому возит грузы через соседнюю Румынию. Пора бы и нам обзавестись своим глубоководным каналом. Однако против его создания выступила Национальная Академия наук Украины, утверждающая, что канал навредит расположенному в устье реки биосферному заповеднику.

Дунай -- главная европейская водная магистраль. Недаром издавна считалось, что тот, кто стоит в ее устье, владеет ключом к Европе. И Александр Суворов завоевал этот ключ для Российской империи. Однако со временем три основных протока дунайского устья заилились и стали непригодны для хождения судов типа "река-море". При Союзе мы по-братски пользовались румынским глубоководным каналом, но теперь это удовольствие обходится нам ежегодно в $1 млн. А что самое обидное, Украина оказывается на обочине 7-го международного транспортного коридора, который может "трудоустроить" наши порты, судостроительные заводы и местное население, уставшее от безработицы. Казна пополнится десятками миллионов "транзитных" долларов.

В принципе, необходимость сооружения канала "Дунай--Черное море" на украинском участке устья уже ни у кого не вызывает сомнения. Существуют и многократно просчитанные варианты его прокладки. Да вот беда: все они неминуемо проходят через заповедную территорию, а ее единоправный владелец -- Академия наук -- категорически против какого-либо вмешательства в экосистему.

Ученых, конечно, можно понять: нарушить хрупкую экосистему очень легко. Но в данном случае транспортники заявляют о готовности рассмотреть любые компромиссные решения, призывая в свою очередь к здравому смыслу. А последний подсказывает, что Украине сама природа подарила удачный вариант прохождения канала -- по рукаву Быстрому. Работ здесь потребуется минимум, так как его глубина составляет от 7,5 до 10 метров (а требуется 8,5 м). Представьте: плавающий земснаряд отсосет лишний метр грунта на баркасы, которые вывезут ил в указанное место, после чего останется проложить еще 3,5 км фарватера в баровой части устья. При этом заповедные берега остаются нетронутыми! Как показали исследования, остальные рукава -- отмирающие и неперспективные (как и ныне действующий канал на Сулине).

Мало того, за прохождение кораблей заповедник будет получать "зарплату", которую сможет тратить на свои насущные проблемы. Так поступают во многих странах. Кстати, по словам транспортников, на современных морских лайнерах предусмотрена система полной нейтрализации отходов, а ходят они тише так называемого "москитного" флота -- шумных катеров и моторок. А ежели, не дай Бог, случится какая авария, за нее предусмотрены такие штрафы, что владелец судна десять раз перестрахуется, чтобы этого не допустить.

Но Академия наук, как ни странно, придерживается "шлюзового" проекта, который хоть и не затрагивает ядро заповедника, но может нанести природе как раз максимальный ущерб. Ведь для устройства шлюзов придется рыть огромный котлован и куда-то перемещать около 26 млн. кубометров грунта -- целую гору. А если учесть, сколько будет задействовано техники и то, что работы продлятся 10--15 лет, станет ясно, что флоре и фауне действительно придется несладко. Не говоря уже о том, что это неизмеримо большие затраты, которые окупятся в лучшем случае лет через 30 (по Быстрому -- через 5,5 лет).

Есть и еще один аргумент: как раз напротив Быстрого в Черном море расположен остров Змеиный. С его принадлежностью Украине Румыния окончательно не смирилась, так что "в случае чего" мы сможем сказать: извините, но этот клочок суши лежит прямехонько на нашем торговом пути.