1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №249 (1297) за 04.11.2002

"ЗЕМФИРА ИСПОРТИЛА КАРЬЕРУ ЗВЕЗДАМ СРЕДНЕЙ ВЕЛИЧИНЫ"

Если есть продукт шоу-биза, значит есть и его создатель. Зачастую эти люди малоизвестны. Их знают, в лучшем случае, самые преданные поклонники. Однако, именно они "в ответе" за музыку, которую мы ежедневно слышим. Продюсер Леонид Бурлаков стоял у истоков карьеры Земфиры, фактически был "отцом" "Мумий Тролля". Именно у такого человека и можно узнать, как же все-таки зажигаются "звезды"?

-- По каким критериям вы отбираете для продюссирования группы, музыкантов?

-- Вообще, все самое хорошее, самое талантливое, самое гениальное находилось само по себе. Я, конечно, езжу по фестивалям, сам встречаюсь с теми музыкантами, которых услышал совершенно случайно. Мне могут не понравиться их музыка, песни, качество записи, но если услышу что-то необычное и привлекательное, то что???

Никогда никого ни в чем не убеждаю, обычно хватает первых 10 минут разговора, чтобы понять: может ли у группы получиться хорошая музыка, хорошие песни. Не зациклены ли они сами на себе. Если их глаза горят, если "внутренний свет" соответствует голосу, с ними можно работать.

Наше знакомство с Игорем Лагутенко началось еще в школе, а записи Земфиры ко мне попали случайно. На тот момент у меня было около двух тысяч кассет. Я не нашел в них ничего интересного. Правда, потом "появились" коммерчески успешные проекты -- "Шао? Бао!", "Би-2"... но тогда меня это не зацепило, это было не мое. Даже сейчас, если бы они ко мне обратились, я бы не стал ими заниматься.

-- Когда вы готовите новый проект, помимо личных приоритетов, ко мнению кого вы стараетесь прислушиваться?

-- Можно, как пример, взять Земфиру. Когда я записал демо-версию, у меня дома порядка 100 человек прослушали альбом -- я провел своеобразное исследование. Спросил людей, на какой песне у них все внутри поднимается, что больше нравится. И потом, ориентируясь на их выбор, мы сделали эти песни хитами. На первом месте был "СПИД", потом "Ариведерчи"... По этой схеме и дальше работали. Меня интересует мнение и домработницы, и компетентных журналистов. В поезде, в такси всегда стараюсь поставить запись и посмотреть, какая будет реакция. Прислушиваюсь ко всем, и хотя не утверждаю, что являюсь цензором в последней инстанции, но все будет по-моему.

-- Каким проектам вы отдаете предпочтение: это попса, или что-то более серьезное?

-- Я не делаю различия в работе между попсой и роком. Есть хороший проект, хорошая музыка, которая способна на что-то... Вот мне нередко говорят: "Послушал Земфиру и решил написать песню". С одной стороны, можно сказать, Земфира испортила карьеру многим звездам средней величины -- когда она появилась, слушать что либо другое было просто неинтересно. С другой стороны, не всегда песня, написанная под ее вдохновением, это хорошо.

Возвращаясь к теме о выборе групп. У меня есть игра, в которую я играю сам с собой. Когда на зарубежных каналах показывают клип молодой группы, стараюсь предугадать -- будет из них толк, получат ли они первые места в топах или нет? И если мое мнение совпадает с результатами -- значит, я не потерял профессионализм.

-- А по какому принципу вы работаете, когда к вам приходит артист: ищете для него деньги или же предпочитаете, чтобы деньги были у него самого?

-- Когда ко мне приходит музыкант и говорит, что у него есть деньги, я конечно с удовольствием запишу альбом для него. Если же у гениального музыканта нет денег, но он хочет работать, то я буду идти за ним на край света.

Я прекрасно понимаю, что есть артисты, музыканты, встреча с которыми для меня просто везение. Земфира, например, такой случай. Я не считаю, что без меня она бы не состоялась. Она была бы все равно -- на полгода раньше или позже, и от меня это не зависело бы. Мне повезло. Мы ей дали что-то хорошее, что-то плохое, но в принципе, у нее талант гораздо больше, чем все мои "придумки и хитрости". Главное, чтобы человек был гораздо талантливее меня. Тогда мне нужно только направлять его, потому что обычно такие люди инфантильны.

Вообще, я считаю, что отсутствие денег только стимулирует: где меньше денег, там больше фантазии. В Украине денег все-таки меньше, потому здесь больше открывается талантов. В России больше денег -- меньше фантазии. Наверное, так.

Последняя идея, которая меня не впечатлила -- группа "Тату". Вроде все прикольно, но определенная толика педофилии там присутствует. И поэтому я считаю "Тату" не совсем этичным продуктом. Пусть он популярен, но моему ребенку 11 лет, и я не пожелаю ему выступать в такой группе, чтобы на него пялилось столько народу.

-- Почему вы решили заняться продюссированием украинских исполнителей? Вы считаете, что есть перспективы?

-- Я не рассматриваю проблему "раскрутки" в Украине или в России. Я, повторюсь, занимаюсь тем, что мне нравится, и мне абсолютно все равно, где это происходит. Я просто создаю такую музыку, от которой людям трудно отказаться. Сейчас я в равной мере занимаюсь как российскими музыкантами, так и украинскими -- пусть они будут хоть "в крапинку, в полосочку". Нет недели, которую я провел бы только в одной из столиц -- постоянно в дороге. Среди моих проектов Олег Чубыкин, Юлия Лорд, Ната, Аврора, "Сегодня Ночью". Вот сейчас у меня до отхода поезда осталась пара часов, а я хочу встретиться с еще одной украинской группой.