1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №250 (1298) за 05.11.2002

ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КОНТРОЛЕР МОЖЕТ ПОЙТИ ПОД СУД

Тема взаимоотношений "пассажир -- контролер" далеко не нова. Однако жизнь меняется, возникают очередные нюансы. Главный вопрос данной статьи -- ситуация, когда первый, оказавшись без билета, отказывается платить штраф, а второй всеми способами пытается эти деньги из него "выбить". Так вот, если контролер превысит свои полномочия, отвечать потом перед судом придется ему.

Для начала напомним: что бы вам ни рассказывали господа, проверяющие оплату проезда, никакими законами не предусмотрено, что пассажир должен входить в салон трамвая-троллейбуса-автобуса с талончиком в кармане. Для него обязательны только две вещи: желание оплатить проезд и наличие достаточной для этого суммы денег. И еще: никто не имеет права взимать штраф, пока пассажир не проехал одну остановку. За это время он должен обзавестись билетом. Но гораздо чаще случается, что застигнутый врасплох "заяц" и жаждущий справедливости (и денег) контролер начинают выяснять отношения по принципу "а ты кто такой?", доводя их порой до мордобоя. Дать правовую оценку этой ситуации нам помог замначальника службы организации сбора и учета выручки КП "Киевпастранс" Сергей Хачатрян.

Итак, если пассажир без уважительных причин не оплатил проезд, первое, что должен сделать контролер -- в корректной форме потребовать у него заплатить на месте 10 грн. штрафа, плюс купить и погасить талон. Здесь и начинается самое интересное. Ибо слишком рьяно наседающие "контролеры" часто оказываются липовыми. "Вычислив" жуликов и сообщив об этом куда следует (телефоны для столицы -- 268-77-13, 268-30-11), вы облегчите жизнь себе и другим пассажирам, к тому же сохраните наверняка нелишний червонец. Но как разоблачить самозванцев?

Полномочия настоящего контролера подтверждает удостоверение установленного образца. Наличие форменной одежды не обязательно, так как проверяющий может оказаться стажером либо трудиться по совместительству. Работают они, как правило, бригадами по три человека, поэтому если контролеров меньше (а особенно если больше!) -- очень велика вероятность, что они "левые". Как минимум один из бригады -- член формирования по охране общественного порядка и госграницы (раньше их называли дружинниками), а значит, наделен полномочиями работника милиции. В том числе и правом применить к безбилетнику физическую силу в случае злостного неповиновения последнего законным требованиям контролера. Например, таким, как пройти в ближайшее отделение милиции для составления протокола об админнарушении, коим с юридической точки зрения является отказ оплатить штраф за безбилетный проезд.

Но перед этим вы имеете полное право потребовать, чтобы "дружинник" предъявил соответствующую "ксиву". Ибо, по словам г-на Хачатряна, в связи с текучестью кадров бывают случаи, когда оный в бригаде отсутствует. Это значит, что если вас попытается скрутить обычный контролер, его можно привлечь к судебной ответственности за превышение полномочий. Единственное, что он может сделать в такой ситуации -- это вызвать наряд милиции по рации или мобильному телефону (впрочем, казенных мобилок этой службе пока "не положено").

Поэтому, отказавшись выйти с контролерами на ближайшей остановке, вы рискуете только тем, что вас довезут до конечной и повяжут уже там. В этом случае "зайца" через суд могут наказать рублем уже дважды: за отказ уплатить штраф (до 51 грн.) и за неподчинение требованиям дружинника, что в сумме может вылиться в 102 грн. плюс судебные издержки.