Выпуск газеты Сегодня №250 (1298) за 05.11.2002
ПОДЕЛИТЬ КАБМИН "ПО-СПРАВЕДЛИВОСТИ":
"Большевики" уже поняли, что на основании парламентской "девятки" создать устойчивую, работоспособную коалицию не удалось. Поэтому и был выбран второй вариант формирования большинства, более прагматичный и технологичный: та группа депутатов, которая изберет своего премьера, и будет ядром нового большинства. Только тогда и появится смысл говорить о "персональной" раздаче министерских портфелей.
"Раздел портфелей довольно сложная проблема, как любой бракоразводный процесс, -- комментирует ситуацию для "Сегодня" политолог Виктор Небоженко. -- Во-первых, важно понимать, что премьером должен стать человек, не претендующий на президентскую власть. В ином случае будет дан старт президентской кампании, к которой готовы только два человека -- Ющенко и Симоненко. Новый премьер -- третий претендент. А шансы на победу, скажем откровенно, у всех неплохие. И те фракции и группы, которые поддерживают Анатолия Кинаха, прежде всего СДПУ(о), понимают, что могут не выиграть этот бой и поэтому заинтересованы в срыве голосований по премьеру". По мнению политолога, в таком случае Кинах и все министры остаются на своих постах. Далее нужно принимать бюджет плюс решать вопросы с международными организациями. "Премьериада" отодвигается еще на время...
"Из этого следует, во-вторых, что та группа, которая изберет премьера, и будет делегировать своих людей в Кабмин, -- говорит Виктор Сергеевич. -- В свою очередь, премьер будет обязан принять предложения нового большинства, которое автоматически сформируется после поддержки той или иной кандидатуры на пост главы Кабмина".
В-третьих, после избрания нового премьера в парламенте появится новый лидер большинства, что может привести к осложнению отношений между ним и главой Верховной Рады. Владимир Литвин в таком случае превращается просто в "руководителя сессии" и спикера, реальная же власть над парламентом переходит в руки руководителя парламентского большинства. "Т.е. появится новый человек общенациональной величины. Мы не знаем сегодня, кто им может стать. Понятно, что Президент в таком случае будет договариваться с лидером большинства, а не руководителем сессии, -- отметил г-н Небоженко. -- Кроме того, при таком раскладе появляется власть и у премьера, потому что он сможет противостоять Администрации Президента в лице Виктора Медведчука. Даже если он будет другом главы АП, глава Кабмина обязательно будет в чем-то расходиться с Медведчуком, потому что премьера представляют другие группы и он не сможет уже выполнять, к примеру, приказы друга".
Исходя из этой схемы, можно предположить, что дележ министерских портфелей будет достаточно интимным процессом, сопровождаемым скандалами. Проблема выбора подходящих кандидатур на ту или иную министерскую должность состоит не в "персоналиях", не в том, представитель какой партии или политической силы будет экономическим вице-премьером или курировать гуманитарную сферу. А в том, сможет ли премьер-министр и новая команда выполнить свои обещания. Кроме того, не стоит забывать, что при разделе министерских портфелей одна из ведущих ролей остается за Президентом. А с его искусством стратегии "разделяй и властвуй" нельзя исключить возможность прихода в состав нового правительства представителей... оппозиции. Например, той же "Нашей Украины"...