1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №251 (1299) за 06.11.2002

ИСТОРИЯ С ФИЛАРМОНИЕЙ

5 октября концертом симфонического оркестра Днепропетровская областная филармония открыла 67-й сезон. А 24 октября решением областного совета народных депутатов ее... ликвидировали. 4 ноября один из радиоканалов передал сообщение о том, что в день 85-й годовщины Октябрьской революции музыканты в знак протеста сыграют траурные марши перед зданием облрады.

Начальник областного управления культуры Татьяна Мизюк еще не получила официального документа: "Со мной это не согласовывалось. Документы находятся на рассмотрении у председателя облсовета. В течение месяца их могут еще "дорабатывать". По поводу акции протеста Татьяна Владимировна сказала: "Надеюсь, этого не будет. Филармония городу нужна, и ее никто не закрывает, как таковую, никакие коллективы не сокращаются и никто не увольняется. Будем надеяться, что интересы культуры будут учтены и приоритеты развития настоящего искусства сохранятся".

По мнению многих горожан, сыр-бор разгорелся вокруг старинного здания филармонии. Согласитесь: к случаям выселения различными способами людей из квартир в центральных районах мы как-то попривыкли. В свое время в СМИ прокатился шум по поводу присвоения тогда еще Всесоюзным детским фондом старинного особняка в центре Москвы. Потом начались истории с выселениями художников, театров...


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"

Здание общественного собрания на улице Проточной (носившей также названия Клубной, затем Ленина) было построено в 1909 году по проекту харьковского архитектора Гинзбурга. Его считают родоначальником нового направления в отечественной архитектуре ХХ века -- проконструктивизма. После гражданской войны в здании расположился клуб железнодорожников Сталинской железной дороги, в конце 50-х его передали областной государственной филармонии, а с начала 60-х до 90-х вновь вернули железнодорожникам. Там же располагался Театр юного зрителя. В 2001 году в плачевном состоянии здание возвращено областной филармонии. 21 марта 2000 года Президент Украины подписал указ о государственной поддержке клубных учреждений, в котором обязал исполнительные власти обеспечить реконструкцию и ремонт зданий учреждений культуры.


Я связалась по телефону с директором филармонии, Эльвирой Михайловной Антоновой. "В 1997 году уже была одна ликвидация филармонии, -- сказала она. -- Тогда только симфонический оркестр потерял 50 артистов, лучших музыкантов города -- коллектив входил в свое время в пятерку лучших во всем СССР. Оркестром руководил знаменитый дирижер Гурген Карапетян.

25 марта 1999 года я стала директором симфонического оркестра, единственного коллектива, оставшегося после закрытия филармонии. В 2000-м филармонию восстановили, мы получили здание (филармония более 40 лет была "в приймах"). Сегодня у нас уже есть камерный хор, театр "Камерата", существует фортепианный квартет, народный квартет "Славяне", молодежный скрипичный ансамбль "Виолино", работают детские коллективы. Правда, сейчас гастрольная работа в области парализована. Однако люди ежемесячно и вовремя получают зарплату (ставки у артистов -- от 167 до 193 гривен, а у меня -- 213 грн.). По штатному расписанию в коллективе 149 человек, по договорам работает 304.
Для того, чтобы не взять на себя ответственность за вторичную ликвидацию филармонии, ее решили реорганизовать. И пообещали, что все ставки сохранятся.

25 октября мне передали телефонограмму за подписью г-на Пасечника о том, что "согласно решению сессии облсовета от 24 числа филармония ликвидирована. Сдать все документы с печатью". После утверждения мне выдадут решение сессии о реорганизации. Мне непонятно, почему когда я обращалась к этим господам за помощью, мне отвечали: "Зачем нам это нужно?" И на мой призыв: "Но ведь в этом городе живут и учатся дети, в том числе и ваши..." однажды я услышала: "Наши дети не здесь живут и не здесь учатся!"

Мне известно, что здание -- памятник архитектуры национального значения -- уже выкуплено, у коммерсанта, которому принадлежат бильярдная и казино, есть регистрационное удостоверение.

К губернатору области и председателю областного совета обратились деятели культуры Украины, а мы отправили письмо Президенту Украины с подписями всех членов коллектива.


ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

Из проекта Решения "Об упорядочении проведения массовых мероприятий и гастрольно-концертной деятельности в Днепропетровской области": "Пункт 4. С целью выполнения организационно-финансового обеспечения массовых мероприятий, гастрольно-концертной деятельности и других уставных целей на договорной основе организовать областное коммунальное предприятие "Днепроконцерт". Пункт 6. Предложить главному финансовому управлению облгосадминистрации при разработке проекта бюджета на 2003 год предусмотреть соответствующие затраты на осуществление предприятием "Днепроконцерт" уставных целей. Пункт 10. В связи с созданием предприятия "Днепроконцерт ликвидировать областное коммунальное предприятие "Учреждение культуры "Днепропетровская областная филармония", передав имущество, оставшееся после ликвидации, на баланс предприятия "Днепроконцерт"...


И ни слова -- о коллективах, артистах, музыкантах. Или они вошли во всеобъемлющее понятие "имущество, оставшееся после ликвидации"?

Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Днепропетровской филармонии, заслуженный деятель искусств Украины Наталья Пономарчук: -- У нас была запланирована поездка в Италию, на Международный фестиваль, посвященный Прокофьеву в декабре 2002 -- январе 2003 года (15 концертов за 2 недели). Впервые с тех пор, как филармония была воссоздана в 2000-м году. Все это время шел активный поиск всевозможных контактов, импрессарио, с целью организовать нормальную гастрольную политику. Нам было очень сложно, потому что зарубежных импрессарио интересует не только качество звучания оркестра, но и условия, в которых он работает. Поездка была запланирована давно, контракт подписан дней 10 назад. При этом коллектив уже в течение месяца готовит репертуар. В том случае, если филармония будет реорганизована, контракт будет аннулирован. Грубо говоря, наша сторона срывает это турне. Перегруппироваться и что-то сделать итальянцы уже не успеют (к тому же все наши национальные коллективы уже распанировали свои концерты и гастроли). Если мы сорвем эту поездку по любой причине, оркестр уже никогда больше не сможет иметь никаких контактов за рубежом. В частности, в Италии. Я уже не говорю о неустойке.

-- Вы поддержали решение профсоюза о проведении акции протеста?

-- Думаю, что траурные марши мы играть не будем -- не знаю, кого мы ими впечатлим. Другое дело, что нам не рекомендовали проводить этот митинг. Я буду вместе с моими музыкантами, тем более, это Богоугодное дело. Это жертвенность для людей с такими зарплатами -- обидно за них. Мы продолжаем репетировать, несмотря ни на что: готовим гастрольную программу. На 15 ноября запланирован концерт, в программе которого -- I и V симфонии Сергея Прокофьева.

Как сообщил председатель профкома Юрий Ломтев: "Мы хотели 7 ноября в 14.00 поговорить с депутатами, а нас вызвали в суд 6 ноября в 9.00, чтобы предупредить, что подобные митинги можно проводить только в определенных местах (а это все равно что на природу съездить). Коллектив принял решение выйти к зданию облсовета, который нас то открывает, то закрывает, и провести митинг протеста. О том, чтобы играть, речи не было"...

Кто сказал, что искусство принадлежит народу? Отнюдь. Во-первых, не полностью, а во-вторых -- далеко не всему народу. Правда, процесс освоения "хозяевами жизни" этого, прежде неизвестного им пространства, пошел. Но почему-то не в том направлении. Клубы у нас теперь только ночные, кинотеатры вместе с телевидением зомбируют рекламой, ужасами и порно... А что делать тем, кого воспитывали "нести искусство в массы", а потом фактически выбросили на обочину жизни? Не сочтите за пафос, наши музыканты -- вечные заложники: профессии, страны и ее отношения к собственному интеллектуальному генофонду. Последнее время уже не смешат анекдоты о новых русских, которые в Лувре открытки покупают, а для их мобилок Моцарт и Бах музычку сочиняют. Подрастает поколение, которое не знает, что такое филармония и тем более -- симфония. "Нужно ли искусство людям, которые поставлены на грань выживания?" -- спросите вы. А какое будущее уготовано народу, не помнящему родства, забитому дебильными боевиками и не более интеллектуальной попсой? Наступление на культуру продолжается!