1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №254 (1302) за 09.11.2002

БИЗНЕСМЕН ДЛЯ "НИЩЕГО" ЧИНОВНИКА -- ЧТО ДОЙНАЯ КОРОВА

Украина, как и любая страна в период становления малого бизнеса, идет путем проб и ошибок. И кто, как не сами предприниматели, могут подсказать, как лучше "рихтовать" законы, чтобы и у человека был интерес работать, и государство имело живую копейку.

Роль посредника в сборе такой информации взяла на себя Международная финансовая корпорация, на средства которой реализуется проект "Исследование предпринимательской деятельности в Украине". Как же выглядит свежий срез национальной бизнесовой среды?

Рыночные изменения в Украине идут чересчур медленно и во многом это объясняется неблагоприятным климатом для малого и среднего предпринимательства, считают зарубежные эксперты. Этот сектор экономики, дающий работу каждому десятому украинцу, производит всего около 10% валового национального продукта. Столь скромные успехи объясняются тем, что малый бизнес чересчур зарегулирован со стороны государства, ему приходится выживать в неравной борьбе с облагодетельствованными льготами более крупными конкурентами, а руководству мини-фирм -- тратить массу рабочего времени на ублажение многочисленных контролирующих структур. Хотя отечественные предприниматели признают, что в последнее время произошло некоторое смягчение правил игры.

"Хождение по мукам" начинается с момента регистрации предприятия. На беготню по инстанциям уходит в среднем 42 рабочих дня, еcли действовать своими силами, или 15 -- через посредников. Впоследствии руководителю уже действующей фирмы минимум один день в неделю придется тратить на "стыковку" с госнормативами. Это так называемый "временной налог", а время для бизнесмена, как известно, -- деньги.

Расходы на оплату услуг чиновников: по закону тариф якобы бы составляет 119 грн., но после трех кругов по одним и тем же кабинетам доходит в среднем до 1408 грн. (плюс двойной "тариф" в конверте). По аналогичной схеме проходят сертификация и лицензирование. Абсурдность отдельных норм привела к тому, что в Украине сейчас насчитывается около 200 тысяч "мертвых" фирм, поскольку оформлять их закрытие или перерегистрировать просто разорительно.

Количество человеко-дней (и взятко-гривен), по мнению экспертов, могла бы сэкономить система "единого окна". Для этого потребуется создание специальных центров помощи предпринимателям, где они смогут сдавать все нужные бумаги в одно окно и через некоторое время там же получать полностью оформленные документы. Но тогда придется упразднять массу "хлебных" чиновничьих мест...

Каждый отечественный бизнесмен привычно вздрагивает при слове "проверка". Хотя среднегодовое количество проверок на одно предприятие и сократилось с 14 до 12, зато резко -- с 6% до 60% -- увеличилось число оштрафованных. И, как водится, самый короткий путь к консенсусу -- "неофициальные платежи" (то бишь, взятки). Интересно, что и бизнесмены не лыком шиты: если поначалу решения проверяющих структур осмеливалось оспаривать в суде в лучшем случае каждое пятое предприятие, то теперь -- две трети.

Но самое больное место -- налогообложение. Бизнесмены жалуются, что не успевают приспособиться к быстро меняющемуся законодательству. А общение с налоговыми органами сводится либо к прямому вымогательству со стороны одних, либо к стремлению снизить штрафные санкции с помощью тех же "неофициальных платежей" -- со стороны других. Да и стоит ли ждать иного, если зарплата у большинства проверяющих составляет половину прожиточного минимума...

Эти и многие другие наблюдения отражены в замечательного качества отчете: нате, уважаемые законодатели, пользуйтесь во благо народа. Вот только будет ли спрос?