1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №256 (1304) за 12.11.2002

МОМЕНТ ИСТИНЫ ДЛИНОЮ В ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ

За одиннадцать лет суверенитета Украина прошла путь, который страны с традиционным рыночным укладом проходили веками. А если учесть, что мы буквально перебегали от одной общественно-экономической формации к другой, что у нас болезненно переосмысливались идеологические, моральные ценности, то становится очевидным: эти годы стали для нас одним затянувшимся моментом истины.

НАСТАЛО ВРЕМЯ РЕШЕНИЙ

Насколько целеустремленным было наше движение? В переходной период протекало два параллельных процесса: разрушительный и созидательный. С одной стороны, обвальный спад экономики, разрушение старой, но во многом прогрессивной, социальной сферы и, как следствие, обеднение населения, упадок науки, образования, культуры, медицины... С другой стороны, шла глубокая реорганизация экономики с мучительным, но все-таки выходом на более прогрессивные рыночные отношения; болезненное, но все-таки создание новой законодательной базы; велось медленное, но все-таки строительство государственных институтов. Но для достижения цивилизованного уровня жизни, достойного интеллекта, культуры и традиций нашего народа, предстоит сделать еще очень многое.

Нынешняя модель государственного устройства напоминает часы: "секундная стрелка" -- президентская ветвь власти, "минутная" -- правительственная, "часовая" -- парламентская. Если учесть множество упреждающих беды указов Президента, проанализировать все поездки главы государства по регионам страны и зарубежью, поднять все протоколы рабочих совещаний, инициатив, то мы поймем, что президентской структуре нужно было "обернуться" шестьдесят раз, чтобы правительство сделало один оборот. А если вспомнить все спикериады, парламентские кризисы, все проигнорированные мольбы местных властей и ведомств о принятии жизненно необходимых законов, то мы убедимся, что Кабмину надо было "крутнуться" шестьдесят раз, чтобы парламент обернулся единожды. Это вовсе не значит, что Верховная Рада постоянно бездействовала, а правительство работало с полной нагрузкой и без ошибок. Но такова, видимо, нынешняя модель государственной власти, что парламент может позволять себе затяжные кризисы, работу на "малых оборотах".

Назрело время кардинальных решений, когда во власти надо перераспределять уже не аргументы, а функции. Поэтому системные инициативы Президента по радикальной политической реформе исключительно актуальны и на деле демонстрируют демократическую волю на благо общества. Да еще необходимы толерантные дискуссии со всеми политическими силами, чтобы действительно эффективно распределить полномочия между ветвями обновленной власти. Но никто не сможет мне возразить в одном: все ветви власти должны быть "оливковыми", ибо только мир приводит к плодотворному сотрудничеству.

НЕ БРОСАЙТЕ ЗЕРНА НА ВЕТЕР

Полагаю, сегодня есть глубокий смысл сверить нашу реальность с Библией, и логичнее всего -- с "Притчей о сеятеле" (Евангелие от Марка). Что и на какую почву мы сеяли 11 лет и почему не пожинаем в полной мере плодов, на которые рассчитывали? Итак...

"И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то".

Увы, затерянными на обочине оказались рациональные зерна идеологии суверенитета. В начале 90-х мы предложили обществу завиральную романтику -- мол, через год заживем, как на Западе. А ведь модель рыночной экономики, по которой живут западные страны, лежала на поверхности. Недостаточно только взывать к гражданским чувствам, возделывая новое государство, надо ни на минуту не забывать и о хлебе насущном. И вновь не посеять на обочине зерна так дорого доставшегося нам опыта.

"Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло ".

Сколько хороших намерений, идей, законопроектов "увяло" на брусчатке митингующих площадей, на кафеле чиновничьих коридоров? Возьмите программу регионального возрождения Украины, которую сначала раскритиковали, затем подхватили и многие пошли с ней на выборы: Сильні регіони -- сильна держава!" Но на деле мы так и не трансформировали эту продуктивную идею в реальные механизмы новых межбюджетных отношений, в новую структуру местного самоуправления. Поэтому и видим сегодня в регионах снижение темпа рыночных реформ, тормозящие развитие региональной экономики диспропорции. А стране необходимо прямо противоположное: регионализация, радикальные структурные преобразования экономики, энерготехническое перевооружение, инвестиционный, инновационный и технологический прорывы. В Донецке справедливо говорят: "Донбасс порожняк не гонит". Но вот Донбассу гонят порожняк в виде дыр от бюджетных нулей, обещанных дотаций, долгов по зарплате, социальным выплатам... А Донбасс без оптимальных бюджетных ассигнований -- это локомотив украинской экономики без топлива.

"Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода".

Тут явно видятся не оправдавшие ожиданий приватизация и реструктуризация промышленности. Теперь важно оперативно отрегулировать законодательство, дабы не осталось шансов для реализации новых схем вымывания бюджетных средств, чтобы новые владельцы создавали рабочие места, участвовали в образовании новой социальной сферы, развивали предприятия реальными инвестициями, своевременно платили налоги.

"И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто".

За годы независимости достигнуто немало, но справедливее будет говорить о предстоящих неотложных шагах, которые скоро дадут ощутимый результат. Тринадцать миллионов человек у нас живут за чертой бедности -- страшная цифра! Отсюда -- первостепенная задача улучшения качества жизни граждан: в 2--2,5 раза повысить доходы, включая пенсии, сформировать доступный рынок жилья, создать новые рабочие места, обеспечить гарантированное и качественное медицинское обслуживание, полноценное бесплатное образование, открыть "шлюзы" науке, культуре, искусству, спорту -- всему, что способствует интеллектуальному и духовному развитию общества. Мы не имеем морального права продолжать говорить: подождите, дорогие соотечественники, вот внесем изменения в Конституцию, восполним законодательные пробелы, создадим большинство в парламенте, сформируем коалиционное правительство, осуществим переход к парламентско-президентской республике и тогда заживем по-европейски.

Людям нужно достойно жить сегодня, а не выживать или доживать. Тут приемлема только одна тактика внутренней политики: параллельное комплексное решение всех жизненно важных вопросов с приоритетами ярко выраженной социальной направленности. Здесь важно взять за образец такую модель государственного устройства, которая обеспечит ускорение реального роста по всему социальному спектру, включая социальную направленность бюджета. И не надо в очередной раз забывать, что ровным счетом ничего не произойдет в отрыве от экономики, без формирования региональной бюджетной политики, вне заинтересованности регионов наполнять средствами свои социально-экономические программы. Основные корни бедности -- в централизованной бюджетной политике, природа которой тяготеет, с одной стороны, к распылению средств, а с другой -- к фискальной налоговой идеологии. Эти административные "ножницы" уже выстригли под "ноль" все регионы. А ведь только регионы в состоянии на деле ликвидировать бедность. Где накапливаются проблемы, там должны накапливаться и средства для их решения.

...Зерно, особенно когда его недостает, рачительный хозяин засевает селективно: в конкретные борозды и лунки. А если его пускать по ветру из центра, то львиная доля неизбежно упадет "при дороге", "на каменистые места", "в тернии" -- только не на благодатную почву. Пора нам всем наконец постичь момент истины длиною в одиннадцать лет и на деле осуществить единственно продуктивный региональный выбор возрождения Украины.