1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №256 (1304) за 12.11.2002

"МАЗЕПА" -- ПИОНЕР УКРАИНСКОГО КИНОПРОКАТА

Сколько копий сломано, сколько зубов сточено в спорах об этом фильме, которого мы еще не видели! Сколько слухов и домыслов на художественной, исторической и финансовой почве! И наконец свершилось: на экраны страны выходит "Молитва за гетмана Мазепу" Юрия Ильенко. Премьера состоится 14 ноября в кинокомплексе "Украина", и с этого дня "Мазепа" (страшно сказать!) идет в большой прокат.

Предпремьерная пресс-конференция только добавила туману, а значит, подогрела интерес к фильму. Во-первых, среди "ответчиков" почему-то не был замечен автор фильма -- режиссер, оператор и сценарист Юрий Ильенко. Его жена, актриса Людмила Ефименко (в фильме -- Кочубеиха) туманно объяснила отсутствие мужа тем, что он "находится за пределами Киева". Журналисты тут же зашуршали о разногласиях между режиссером и продюсером... Больной вопрос создателей фильма -- слухи о потраченных бешеных деньгах (на Берлинском кинофестивале в буклете написали "$25 млн.", Леонид Парфенов в "Намедни" называл сумму в $4 млн. и т.д.) -- тоже остался открытым, хотя тут уж точно была названа сумма: 15 млн. гривен, из которых 12 млн. выделил Минкульт Украины. Я лично после этого услышала в репортаже на одном из телеканалов ту же цифру, но уже в долларах...

Кстати, по словам заместителя госсекретаря министерства культуры и искусств Украины Анны Чмиль, чтобы украинское кино было рентабельным, нужно, чтобы среднестатистический зритель посещал кинотеатры, по крайней мере, два с половиной раза в год. А на сегодня средний украинец ходит в кино 0,2 раза в год. "Молитва за гетмана Мазепу" -- первая за годы независимости попытка запустить отечественный фильм в родной прокат, да еще в лучших кинотеатрах страны. (Следующей по этому славному пути пойдет картина Киры Муратовой "Чеховские мотивы", а третьей будет лента Олеся Санина "Мамай".) И хотя "прокат у нас находится в зачаточном состоянии" (цитата из выступления продюсера "Мазепы" Игоря Дидковского), журналистов, конечно, страшно заинтересовал вопрос о том, куда же пойдет прибыль. Так вот, по словам г-жи Чмиль, по закону 50% останется в кинотеатрах. "Основная часть" от оставшихся 50% будет поступать на счет Минкульта, причем, как оговорено с Юрием Ильенко, деньги эти пойдут, в основном, на развитие молодого украинского кино. И не только на производство, но и на создание надлежащих условий для обучения студентов-кинематографистов.