1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №256 (1304) за 12.11.2002

"НЕ ВСЕ ШЕДЕВРЫ ПОГИБЛИ В КЕНИГСБЕРГЕ!"

Более 70 тысяч посетителей в год. Более 12 тысяч русских произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Уникальные монографические собрания -- Врубеля, Ге, Верещагина, Шишкина, -- не уступающие коллекциям Третьяковской галереи и Государственного музея в Петербурге. Сегодня Киевскому музею русского искусства -- 80.

Для того, чтобы познакомиться с историей Музея, достаточно прочесть хорошую книгу о династии Терещенко. Но накануне его юбилея захотелось какой-то тайны и неведомо чем сплетенной цепочки событий, приведших в его собрание какой-нибудь особо ценный экспонат. Войдя в здание Музея, что по улице Терещенковской, 9, смотрюсь в старинное зеркало -- мое отражение заметно склонилось вправо. Оглядываюсь. Позади на мраморной скамье мирно сопит Уснувший ангел, прикрыв мраморные веки, свесив худенькую мраморную ножку. "Вот оно! Меня встречают кривые зеркала и чей-то ангел-хранитель!.." -- обрадовалась в предвкушении я, моментально забыв о том, что вижу их здесь не впервые.

"Каких-то из ряда вон выходящих историй с музейными коллекциями практически не может быть, потому что картины тех художников, которые приобретает музей, известны еще при их жизни", -- опустила меня с небес на землю научный сотрудник Музея Марьяна Ильинична Кружкова. -- Во время войны -- да, могла какая-то вещь пропасть. Когда грянула Вторая мировая, нашу коллекцию вывезли в Уфу, но частично -- не успели. К тому же, внезапно поступил приказ: вывозить бронзу (может быть, хотели переплавлять ее на пушки?). Упаковку живописи прекратили и стали эвакуировать бронзу. А ту часть коллекции, которая осталась, увезли из Киева оккупанты (есть даже каталог этих вещей). Скульптуру они, конечно, не трогали -- тяжелая.

Вот мы, например, знаем, что был портрет Гиршмана работы Репина, вывезенный немцами, пропал. Официальная версия: сгорел в замке в Кенигсберге (сейчас Калининград. -- Авт.), где погибли все ценности, в том числе Янтарная палата. Погибли и люди -- немцы, наши -- все, кто мог знать, как это происходило. Тем не менее, после войны на одном из аукционов в Соединенных Штатах вдруг всплывает наш Гиршман!.. Значит, эти вещи не все погибли!

А в 50-е годы из России в наш Музей привезли пейзаж. А он, оказывается, нам и принадлежал!

Во время войны Музей был закрыт, но функционировал до 1943 года. Когда же пришла Советская Армия, здесь все было открыто, выбиты окна, лежал снег... А уже в 44-м появились первые посетители. Кстати, одна из наших сотрудниц приводила группы пленных немцев на экскурсии".

На протяжении ХХ века музейное собрание пополнялось благодаря дарам художников и коллекционеров. После Федора Артемьевича Терещенко выдающейся личностью, которая сыграла существенную роль в истории Музея, стал Давид Сигалов -- коллекционер и меценат, завещавший Музею русского искусства 400(!) произведений искусства конца XIX -- начала XX веков. "Полудетективная" история с завещанием произошла в семье знаменитого художника Николая Николаевича Ге.

"У Ге было два сына: Николай Николаевич и Петр Николаевич, -- рассказывает Марьяна Ильинична. -- После смерти художника его наследство было разделено между ними. Старший сын после революции уехал за границу со своей частью коллекции и там постепенно ее распродавал. Сейчас в Париже в Музее де Арсе есть зал, посвященный Николаю Николаевичу Ге-старшему. Какие-то вещи попали и в частные коллекции. Например, картина "Распятие". У Ге было две картины с таким названием: одна оказалась в Музее де Арсе, другая попала в частное собрание в Швейцарии. (Такие собрания, как правило, никогда не афишируются.) А для Музея эта картина интересна тем, что у нас есть ее эскиз. И если она когда-нибудь будет найдена, это станет событием.

Петр Николаевич Ге в 20-е годы завещал свою коллекцию Городскому музею, и это уникальное собрание хранится у нас".

"Коллекция нашего Музея не так многочисленна, как в той же Третьяковке, но уровень ее чрезвычайно высок", -- не без гордости замечает Марьяна Ильинична. -- На одной из выставок в Москве все были просто поражены. В нашем музее есть "Три царевны подземного царства" Васнецова -- в Третьяковке эта картина маленькая. А какой у нас Шишкин!"

Кстати, Музей русского искусства -- один из самых посещаемых музеев столицы. "У нас всегда потоки людей. Бывают, конечно, и мертвые дни: понедельник вечером, например", -- улыбается Марьяна Ильинична. При этом Музей живет исключительно за счет выставок и лекций, которые там проходят, и давно не пополняет свою коллекцию -- государством средства не выделяются.

Потомки Федора Артемьевича Терещенко "рассыпались" по всему миру. "Мы поддерживаем связи с ними: переписываемся, они сюда приезжают. Носят фамилию Муравьевы-Апостолы (дочь Федора Артемьевича Надежда вышла замуж за князя Владимира Муравьева-Апостола, ее семья уехала за границу еще до революции). Эта ветвь очень разветвленная, состоятельная. Но есть и Терещенко (это по линии министра финансов Михаила Терещенко, сын которого сейчас живет в Париже). Даже женщины в этой семье носят фамилию Терещенко, прибавляя к ней фамилию мужа. Все они любят наш Музей, благодарны за то, что все здесь сохранилось, как в былые времена, -- даже в интерьере.

Последние 10 лет у нас не было возможности показать все собрание Музея, поскольку первый этаж -- это выставочный зал, в котором каждые три недели проходят выставки. Но к 80-летию Музея мы издали каталог и постарались максимально показать нашу коллекцию".