1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №257 (1305) за 13.11.2002

"Я ОКАЗЫВАЮ ЛЮДЯМ УСЛУГУ, ПОМОГАЯ ДЕЛАТЬ ИХ БИОГРАФИИ"

Особым событием XXXII Международного кинофестиваля "Молодость" стал показ документального фильма известнейших американских кинодокументалистов, братьев Альберта и Дэвида Майзелсов "Дай мне убежище", представленный Альбертом Майзелсом лично.

Братья Майзелсы стали родоначальниками неигрового полнометражного кино, в котором сценарием является сама жизнь, без декораций и комментариев. Альберт по профессии психолог, преподавал в Бостонском университете. Кино в его жизнь вошло случайно.

Как-то на каникулах он решил съездить в далекую Россию, чтобы посетить тамошние психиатрические больницы и, не зная ни одного русского слова, не имея никакой договоренности, рванул в Москву. Все увиденное там он снимал взятой напрокат кинокамерой. Результатом этой "авантюры" стал 15-минутный аматорский фильм. Это был 1955 год. Через год к Альберту уже присоединился его старший брат Дэвид, и они снова поехали в Россию "за впечатлениями" на мотоциклах. По пути им удалось снять студенческие волнения в Польше и сделать об этом свой первый совместный фильм. Так начались режиссеры и операторы братья Майзелсы.

Они часто снимали музыкантов. Своего друга Мстислава Ростроповича братья сопровождали с кинокамерами, когда он впервые приезжал в СССР после 17 лет эмиграции; два фильма посвятили нашему земляку Владимиру Горовицу. Кстати, представленный на "Молодости" фильм "Дай мне убежище", снятый в 1970-м, посвящен американскому турне группы "Rolling Stones". На одном из концертов тогда был убит зритель, и этот трагический случай вошел в фильм.

"Эти картины о реальной жизни могут создать иллюзию погружения в жизнь, сердце и душу другого человека", -- говорит мастер. Их героями были звезды -- Марлон Брандо, Жан-Люк Годар, Софи Лорен, Мартин Скорсезе, Леонард Бернстайн... Но, как ни странно, Альберту ближе фильмы о простых людях с их незамысловатой и одновременно сложной жизнью. Именно о них он больше всего рассказывал во время фестивальных встреч в Киеве. "Каждый фильм -- путешествие в неизвестность. Очень важно, как я смотрю на человека -- ведь нужно, чтобы он мне доверял. Я уверен, что большинство людей предпочитают раскрывать свои истории, нежели хранить секреты, и я оказываю некую услугу, позволяя им делать свои биографии".

Господин Майзелс неравнодушен к Украине. Да и как может быть иначе, если тут, недалеко от Тернополя, родились его родители. Эти же корни, очевидно, "виноваты" в его особой сентиментальности. Интересна в этом смысле история его знакомства с женой. "После показа нашего фильма "Продавец", когда все зрители вышли из кинотеатра, я увидел, что одна девушка осталась. Она плакала. И я сказал себе: "Эта женщина для меня".

В 1987 году старший брат Дэвид умер, и Альберт стал снимать со своим сыном. Недавно они закончили свой киевский проект -- фильм о "деле Бейлиса". Собрали уникальнейшие архивные материалы и свидетельства очевидцев; побывали в тюрьме, где Мендель Бейлис провел два года в камере-одиночке, в зале суда, на кирпичном заводе, где работал невинно осужденный, на его могиле в Нью-Йорке...

69-летний мастер полон сил и энергии. Он только-только закончил фильм об ирландской певице Бьорк, собирается снимать о "Blue Blacks" и "Аerosmith". А недавно ему позвонил Пол Маккартни и, напомнив о совместной работе над знаменитым фильмом о "Beatles" (1964), предложил снять еще один, уже о самом певце. И неутомимый Майзелс, "отец прямого кино", берет свою маленькую цифровую камеру и начинает новый фильм.