1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №257 (1305) за 13.11.2002

КРУГ, ЗАМКНУТЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Не секрет, что если не все, то многие субъекты предпринимательской деятельности стонут: замучили, дескать, госорганы своими проверками, достали ревизиями... Объективно стонут или нет -- это вопрос особый, кого-то действительно "достали", а кто-то просто хочет уйти от ответственности за грешки... А как, интересно, смотрят на проблему те, кому государство как раз и делегировало право выявлять экономических "хищников", -- сотрудники Департамента Госслужбы борьбы с экономической преступностью МВД Украины? Об этом мы беседуем с первым заместителем начальника Департамента генерал-майором милиции Леонидом СКАЛОЗУБОМ.

-- Леонид Павлович, проверяющих от лица государства в самом деле немало: ваша служба, коллеги из УБОП, налоговики, КРУ... Не мешаете друг другу?

-- Тут проблема в другом -- в подборе кадров. И она в последние годы только обостряется... В силу некоторых обстоятельств наш личный состав пребывает в неравных условиях относительно коллег из УБОП и налоговой милиции, которые тоже занимаются борьбой с экономической преступностью. Скажу прямо -- в худших условиях касательно подсчета выслуги лет (а это влияет на различные надбавки и пенсию) и денежного содержания. Понятно, что люди стремятся уйти туда, где платят получше и льгот побольше, что ведет к оттоку кадров, в первую очередь, высококвалифицированных, от нас к "соседям".

-- Это ваша основная "головная боль"?

-- Проблема серьезная, но не основная. Главное на сегодня -- это несовершенство правового поля, в котором мы работаем. И тут я хотел бы обрисовать ситуацию подробнее. Мы разработали, согласовав с заинтересованными ведомствами, проект Закона "О борьбе с экономической преступностью". Правительство его поддержало и направило, в порядке законодательной инициативы, на рассмотрение в Верховную Раду. Сейчас проект находится в парламентских комитетах на изучении.

Почему мы подняли этот вопрос? Да потому, что принятие Закона позволит в правовом поле урегулировать те проблемы, с которыми повседневно сталкиваются наши сотрудники и их коллеги (кстати, надо, наконец, определиться, кто именно в государстве должен бороться с экономической преступностью, чтобы избежать дублирования функций -- это тоже предусмотрено в Законе). В действующем законодательстве до сих пор четко не определены даже понятия "экономическая преступность" и "экономическое преступление", "доследственная (предварительная) проверка" и другие. Это дает возможность трактовать их по-разному, что вредит делу.

Вопрос с уже упомянутой доследственной проверкой вообще стоит чрезвычайно остро. Конкретно -- с проведением ревизий на этой стадии. Сегодня наше право назначать и проводить ревизии без возбуждения уголовного дела весьма ограничено. Но для того, чтобы возбудить дело, надо... иметь подтверждение нарушения закона и нанесения ущерба! А как получить такое подтверждение без ревизии? Получается круг, замкнутый ныне действующим законодательством. Мы предлагаем ввести институт "документального исследования", что не противоречит нашим законам и отвечает опыту США, Швейцарии и других стран. Это позволит своевременно и обоснованно принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

-- Вот на количество "доследственных проверок" и жалуются предприниматели...

-- В проекте Закона четко определен перечень оснований для таких проверок плюс фиксация отдельных действий ( в рамках проверки) протоколами, что раньше не предусматривалось. Это уменьшит упомянутое вами количество и поставит заслон необоснованному вмешательству в предпринимательскую деятельность.

При этом мы хотим несколько расширить свои полномочия, в частности, иметь право на 96 часов останавливать расходные операции по счетам в подозреваемых структурах, что, кстати, согласовано с Нацбанком. И это не "беспредел", а вынужденная мера. Сейчас закон дает нам право истребовать документы, но если фирма этого не сделает, то... никакой ответственности не наступает! На практике это приводит к уничтожению документации, могущей служить доказательством по делу.

-- Ну, примет парламент этот Закон, и окажется, что для реализации его положений нужно дополнительное финансирование...

-- Ни дополнительного финансирования из Госбюджета, ни создания каких-то новых подразделений реализация Закона не потребует. Зато эффективность противодействия экономической преступности в стране возрастет. Кстати, уже сегодня, при наличии сложившейся системы фискальных органов, вопросы защиты бюджета от преступных посягательств возложены именно на нашу службу. Скажем, в нынешнем году из 7 тысяч установленных преступлений такого рода 90% выявлено нами. В бюджет государства, предприятий и организаций возвращено более 1 млрд. гривен, а это немало...