1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №259 (1307) за 15.11.2002

ПОДЪЕЗДЫ РАСПИСЫВАЛИ И СТО ЛЕТ НАЗАД...

"Сегодня" уже писала о том, что в Харькове, в подъезде жилого дома были найдены уникальные фрески. Само собой, это не могло нас не заинтересовать, и на пару с фотографом мы отправились в первую столицу Украины.

Нас встретил внешне мало чем выделяющийся среди остальных дом о четырех этажах. Правда, меня все тянуло поискать шедевр в соседнем, более колоритном -- полуразвалившемся, с трещинами и битыми стеклами, но опытный спутник наставил на путь истинный: мол, какие жильцы могут быть в этой развалюхе?!

Итак, первый этаж. На стенах -- относительно свежая краска, с очень похожим по описанию орнаментом, а также бронированной дверью с кодовым замком... Естественно, прослышав о крайне бедственном состоянии "фресок" и увидев блестящие стены, в пору было отчаяться: "Ну вот! Пока мы доехали, они все привели в порядок." Но, к нашему "счастью", обещанный орнамент в ужасном состоянии терпеливо нас дожидался за все той же бронедверью. Хотя сами росписи оказались закрашены новыми "художествами", да и цветовая гамма мало соблюдена, зато общее представление о чуть было не канувшем в Лету творении, составить удалось...

А ЗА ТАИНСТВЕННОЙ ДВЕРЬЮ...

"Вскрыв" с помощью тех же участливых жильцов первого этажа кодовый замок, и проникли туда, "где они и сами ни разу не были, а только слышали", мы потонули во мраке (свет в этот момент погас)... Когда же глаза привыкли к темноте, мы увидели росписи на стенах в стиле украинского модерна, выполненные в начале прошлого века, попрошу заметить, академиком живописи Николаем Семеновичем Самокишем!

На первых порах угадывались лишь очертания когда-то ярких переплетений трав, цветов, букетов в кувшинах. Но чем выше мы поднимались, тем больше открывалась картина, словно сопровождающая каждого гостя. Только вот на втором этаже орнаменты заканчивались...

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Нас, конечно, заинтересовала личность самого Николая Самокиша. Всезнающая всемирная паутина выдала о художнике буквально пару строк из Большого энциклопедического словаря: Самокиш Николай Семенович (1860--1944) -- российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1937). Его многофигурные батальные композиции отличаются динамичностью, подробной прорисовкой деталей ("Переход Красной Армии через Сиваш", 1935). Государственная премия СССР (1941)". И все. Явно маловато будет.

Утро нового дня началось с хождения по музеям. Первым и ближайшим оказался Исторический музей. Полученная там информация оказалась немногим богаче. Оставалась надежда на собрание и специалистов Художественного музея. Научный сотрудник Ольга Иосифовна Денисенко, действительно, многое прояснила.

В конце XIX -- начале XX веков Николай Самокиш вместе с другом, Сергеем Васильковским учился в Петербургской академии и закончили ее с золотыми медалями. Уже в своих воспоминаниях Самокиш писал, что он мечтал жить и работать с Васильковским в Харькове, на ниве украинского национального возрождения. Реализации их планов помешала ранняя смерть Васильковского. Тем не менее, Самокиш переселился в Харьков. Он жил в доме академика архитектуры Бекетова. В эти годы художник создал многие из своих лучших работ, среди которых: "Т.Г.Шевченко по дороге в ссылку, "Тройка", эскизы к картинам "Иван Богун" и многие другие.

Помимо этого, Самокиш принимал участие в издании альманаха "Украинская старина" и даже проектировал мебель в стиле украинского модерна... И расписал два дома. Первым был дом в Полтаве, уничтоженный во время войны и востановленный после победы, а вторым и стал предмет нашего интереса. О нем, кстати, в свое время очень много писал харьковский историк Владимир Чепелык (к сожалению, он уже умер), который еще в 70-е годы теперь уже прошлого века подготовил прекрасные публикации в журнале "Березиль" и в других изданиях. Есть этот дом и в Своде памятников Украины, то есть он является памятником архитектуры.

В то время Харьков был пионером национального архитектурного возрождения. До сих пор в городе сохранилось немало зданий, построенных в стиле украинского модерна: государственные учереждения, частные особняки. Один из примеров -- дом Степана Бойко на ул. Мироносицкой, 44. Бойко был управляющим имением Петра Харитоненко -- знаменитого сахарозаводчика, крупнейшего мецената, владельца крупнейшей коллекции дореволюционного искусства на Харьковщине. И хоть культурная и меценатская деятельность Петра Ивановича была ориентирована на русское искусство, его эстетические запросы формировались уже на другой волне. Поэтому он строит свой дом уже в стиле украинского модерна. Особняк, в ту пору еще двухэтажный, был расписан живописцем Самокишем, которого консультировал его однокашник, специалист по национальным орнаментам Сергей Васильковский.

Эта работа была обнаружена спустя десятилетия, году в 1973, а до того времени, как поведал один из нынешних жильцов, ходили лишь рассказы о красе былой. Мол, дом был красоты изумительной, в фонаре и парадных дверях стекла были разноцветные, картина висела на пролете между этажами...

ЗАКРАСИТЬ ЭТО ДОБРО!

Только мало что дожило до нашего времени. Росписи угадываются плохо, а картина пропала. Одна стена чуть ли не в аварийном состоянии, и роспись на ней вряд ли уже подлежит реставрации. А попытки были -- еще лет 15 назад появились здесь студенты-практиканты, которые поковырялись-поковырялись, да, прислушавшись к просьбам жильцов "не делать хуже", исчезли, и больше о них слышно не было.

Как рассказал Олег Викторович Степанов: "Жильцы в отчаянии даже написали письмо с просьбой, мол, мы просим сделать ремонт подъезда и лестничной клетки, и собирали подписи. Я не поставил подпись под ним, поскольку это хороший предлог для домоуправления. Им такие вот дома -- как бельмо на глазу: во-первых, их всегда дергают, если там что-то происходит, а во-вторых, у них и денег нет, чтобы их отреставрировать, и, конечно, им бы проще было просто их закрасить -- мол, нету их, и все. Если эти стены закрасят второй раз, даже при условии правильной "консервации" росписей, второго "вскрытия" фрески уже не выдержат".

Наверное, большинство жителей "расписного подъезда" были бы рады все это добро закрасить, чтобы привести, по своему разумению, в "божеский вид" -- лишь бы чистенько было. Некоторые, правда, ратуют за реставрацию больше из меркантильных интересов. О стоимости квартир никто, конечно, не говорил, но намекали на повышенное внимание в этом случае со стороны того же жэка.