1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №260 (1308) за 16.11.2002

О БЕДНОМ ГУСАРЕ ЗАМОЛВИМ МЫ СЛОВО

В обычной жизни киевлянин Алексей РУДЕНКО -- художник-график, руководитель "Геральдической палаты". Ему принадлежат разработки государственных наград -- орденов Богдана Хмельницкого, княгини Ольги, символов президентской власти. Но на две недели в году Алексей превращается в сапера наполеоновской армии и вместе с другими членами движения реконструкции -- саперами, гренадерами и гусарами -- идет в "бой" на Бородинском поле...

А в Киеве они участвовали в историко-театрализованном представлении "Бивуак 1812--2002" -- с парадными построениями, показательными маневрами, и, конечно же, роскошным балом. Эта акция, впервые проведенная на территории музея "Киевская крепость", часть программы "Украинские страницы Отечественной войны 1812 года".

От украинских земель в армию было "поставлено 70 тысяч человек, как казацкого, так и сельского роду", в том числе 30 тысяч конных казаков. Черниговский, Нежинский и Киевский драгунские полки участвовали в Бородинском сражении, на Волыни началось стихийное партизанское движение. События тех лет по прошествии времени воспринимаются уже несколько иначе. И, как ни парадоксально, большинство участников современных военно-исторических клубов предпочитают быть солдатами армии Наполеона.

-- Александр, вы выбрали роль сапера 2-го полка легиона "Висла" французской императорской армии. Следовательно, стали солдатом вражеской армии?

-- А для кого она вражеская? Для России -- да. Украины на карте мира в то время не существовало, ее земли принадлежали разным государствам, следовательно, украинцы воевали в армиях разных государств. И определить, какая из них была "вражеская", а какая -- "дружеская", сегодня уже трудно. Я считаю наполеоновские войска армией нового типа, которой командовал величайший полководец всех времен и народов. Наши земляки тоже служили под его знаменами. Принципы "свободы, равенства и братства" мне сегодня ближе "веры в царя и отечество". Когда мне было 12 лет, мама принесла книгу академика Тарле о Наполеоне, и с тех пор я увлекся этой темой. Но еще больше меня интересует XVII век, армия Хмельницкого. Наша военно-историческая группа поддерживает связи с польскими коллегами, мы проводим совместные акции.

-- Кто изготавливает вашу уникальную форму?

-- Мы сотрудничаем со всеми музеями Украины, кстати, многие наши друзья по движению -- музейные работники. Костюмы делаем сами. Сукно покупаем, технология его производства не изменилась. Зато остальное -- домотканку, кожу -- действительно нужно добывать, чтобы все соответствовало историческим образцам. Галуны, пуговицы, фурнитура, шнуры делаются вручную. Обмениваемся своей "продукцией" с другими обществами: у кого-то лучше козырьки, у кого-то кивера, у кого-то шнуры. Кто-то восстановил технологию покраски кожи для перевязей -- мелом на рыбьем клею, чтобы была "беленой", затем ее покрывают специально сваренным лаком. Участники нашего клуба изготовили 100 комплектов воинской одежды и мундиров -- от эпохи Киевской Руси до гражданской войны -- для музея "Киевская крепость".

-- Ну и как вам показалось, удобна ли эта одежда в носке?

-- Очень в ней неудобно! Даже непонятно, как бойцы выдерживали: это был век "железных" людей. Мы в этом обмундировании "живем" несколько дней в году, и то -- ноги разбиты в кровь (ботинки неудобные: у французов -- штиблеты кованные сталью, у русских -- полусапожки тяжеленные). Кавалеристы все время в седле, артиллеристы обслуживают пушки... Война всегда была тяжелейшим делом. Точно, что богатыри -- не мы.

В нашем обществе есть гусары прославленного Изюмского полка, самого старого в русской кавалерии (он существует с 1651 года). В современной российской армии есть кавалерийский полк, который появился по инициативе Сергея Бондарчука для съемок фильма "Война и мир", есть еще Новгородский кирасирский полк.

От выучки лошадей многое зависит. Животных постепенно приучали к грому выстрелов: сначала во время кормежки палили из мушкетов на расстоянии 50 метров, а к концу обучения уже стреляли рядом с лошадьми. Также лошадей учили ходить строем, стремя в стремя. Потом, даже если убивали седока, животные продолжали идти строем. Кавалерия -- это больной вопрос: нужны большие средства, чтобы взять в аренду лошадей. А у нас люди разного достатка, есть и безработные -- они ищут любую возможность, чтобы позаниматься на ипподроме.

-- Вероятно, режиссеры часто вас приглашают сниматься в кино?

-- Членов нашего клуба можно увидеть в 12-минутном клипе, сделанном петербургскими кинематографистами для серии "Музыкальная классика" на увертюру Чайковского "1812 год". Когда Наталья Бондарчук снимала фильм о Пушкине, мы помогали ей в эпизодах, связанных с Киевом. А вот украинские режиссеры то ли не знают о нашем существовании, то ли историческая достоверность их не интересует. Мне, например, уже неинтересно смотреть фильм о событиях XVII века, если у героев жупаны сшиты так, как сейчас шьют пиджаки. У меня ведь есть кравецкие книги XVII века. Помните, в "Гусарской балладе" поручик Ржевский говорит: "Мундир на вас, я вижу, павлоградский?" А на Шурочке на самом деле мундир Сумского полка.

-- А к выставке оловянных солдатиков в киевском Музее Великой Отечественной войны вы имели какое-то отношение?

-- Да. По сути, все наши ребята прошли через увлечение солдатиками. У меня самая большая коллекция в Украине -- около 500 фигур, собираю их достаточно давно. Есть работы украинских, российских, немецких, итальянских, испанских мастеров. Вообще традиция "объемного" солдатика не очень старая, хотя фигурки военных находили еще в древней Греции. В Европе они распространились с XVI века: Вильгельм и Мориц Саксонский сначала разыгрывали свои сражения на столе. Между прочим, до начала XX века игра в солдатики входила в программу обучения офицеров генштаба...