1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №261 (1309) за 18.11.2002

ДЕТИ ВЫБИРАЮТ "ЖИВЫЕ" МИШЕНИ

В Харьков семья Митяжковых переехала несколько лет назад из соседней Полтавской области. Восьмилетний Павел представлял себе новый город другим. Как-никак крупнейший индустриальный центр. Много шестнадцатиэтажных "свечек", белых домов и широких улиц... Но бабушка Павла, у которой семья и поселилась, жила вовсе не в многоэтажке, а в старом частном доме на ничем не примечательной улице. Благо, хоть школа располагалась неподалеку.

ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ИМЕТЬ СВОЕ КЛАДБИЩЕ

После уроков Паша обычно брел не спеша домой, где его ждала старенькая бабушка и серый кот Димка. Родители подрабатывали на рынке: уходили рано, возвращались поздно вечером...

В тот день, возвращаясь из школы, недалеко от своего дома на дороге Паша заметил воробья -- раненая птица не могла подняться в небо.

-- Интересно, неужели наш Димка постарался, -- подумал мальчик и присел на корточки. Сочувствия к израненному существу у него почему-то не было. Наоборот, как-то по-особому щемило сердце и хотелось сделать что-то такое, но что -- он не понимал. Он понес измученную птицу в конец огорода и... закопал.

После "похорон" Павлу очень захотелось... иметь свое кладбище. Территория была: в конец огорода давно никто не заглядывал и несколько десятков метров прочно закрепили за собой полутораметровые сорняки вперемешку с кустами старой смородины и малины.

В выходные Павел решил тщательно изучить приусадебный участок. В одном месте он случайно заметил лягушку. В руки не взял -- не смог побороть отвращение. А вот сачок под рукой оказался весьма кстати. Ему очень хотелось изобрести какой-нибудь священный ритуал, а не просто так похоронить свою жертву. Ничего не придумав, он, как и воробья, зарыл ее в землю. Но лягушка, повозившись немного, вырвалась из плена. Разозлившись на настойчивое существо, Павел схватил лежащую рядом лопату... После закопал то, что осталось, и со спокойным сердцем пошел спать.

РЕБЕНОК ОСТАЛСЯ ИНВАЛИДОМ

Пашу потянуло на более серьезные вещи. Идею, сами того не зная, подкинули соседские мальчишки. Вечерами они объединялись в небольшие ватаги и, вооружившись рогатками, стреляли скобами и камешками в представителей семейства кошачьих: будь-то бездомный кот или домашний любимец. Бабушкин кот уже давно мозолил глаза Паше. Вечно то под ногами крутится, мешает, то часами греется на солнце. Но ловить его мальчуган поначалу не решался. Вскоре на ум пришла грандиозная идея: заманить кота в ловушку, вырыв яму и присыпав ее для верности, а поверх -- положить рыбу. На следующий день яма-ловушка была готова, рыба своевременно "отловлена" в холодильнике, а кот Димка принимал солнечную ванну на крыльце.

Все было готово для осуществления хитроумного плана, если бы не одно но... Соседская девятилетняя Ксюша уже давно наблюдала за Пашей сквозь щелку в заборе. Увидев, как кот угодил в ловушку, а мальчишка принялся над ним издеваться, девочка выглянула из-за забора. Паша заметил ее не сразу. От растерянности, он с отчаянием метнул в сторону девочки острую палку. Раздался страшный крик: палка попала Ксюше в глаз...

На утро все соседи обсуждали один вопрос: кто лишил глаза маленькую девочку. Тогда и стало известно о всех деяниях Павла. Поверить в то, что он творил близкие отказались...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

-- На сегодняшний день проблема детской агрессивности актуальна как никогда, -- считает детский психолог Анна Тимошенко. -- Дело в том, что те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей такая форма поведения не только сохранятся, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Мы уже свыклись с тем, что в наших дворах поломаны лавочки и качели, в подъездах изрисованы лифты и стены. Ужасаемся лишь, когда узнаем, что подростки жестоко поиздевались над кем-то. А ведь и то и другое -- проявление агрессии. Не исключено, что мальчишка, который вчера скрутил в дугу качелю, сегодня не сделает тоже самое со своим более слабым сверстником. Приведу пример одного опроса среди школьников. Отвечая на вопрос, в какую мишень хотелось бы пострелять -- в "игрушечную" или "живую", сорок пять процентов ребят выбрали второе. На вопрос, смогли бы они в качестве защиты применить к безоружном оружие, многие (35%) ответили положительно.

Современные дети жестокости в большинстве своем учатся с экранов телевизоров. Самое страшное, что убийцы и насильники там показаны не изгоями общества, а героями, которые убивают всех подряд, при этом никогда не испытывают раскаяния. В сознании ребенка закладывается та же мысль -- убирать с дороги всех, кто мешает, без зазрения совести. К сожалению, сколько бы специалисты не взывали к работникам телевидения, на экранах по-прежнему практически круглосуточно "льется кровь".

Помочь ребенку понять где грань между вымыслом и реальностью, как поступить правильно, а не по киношному, должны родители. Именно они и их поведение играет в жизни их чада значительно более важную роль, нежели телевидение. Если в семье любой спор решается с помощью кулаков, громкого крика или скандала, то ребенок не будет знать, как можно по-другому погасить конфликт. Физическое наказание -- тоже колоссальный источник агрессивности. От побоев ребенок испытывает не раскаяние, как думают родители, а злость и обиду.

Жестокость и агрессивность восьмилетнего Паши, увы, -- весьма типичный пример поведения современного ребенка. Сегодня многие родители в силу своей занятости предоставляют детей самим себе. Не испытывая со стороны близких элементарного внимания, ласки, заботы, он не может проявить эти чувства по отношению к другим. Ему они попросту неведомы. Единственное, что он ощущает -- ненужность своим вечно занятым предкам. Когда он хочет с ними поиграть, те отнекиваются. Когда болеет -- они нервничают, ведь приходится оставлять на время дела. Отсюда не жалость к раненному воробью, а желание от него избавиться...

Напоследок хочется дать совет родителям -- если у вас нет времени на собственного ребенка, не отдавайте его на "воспитание" телевизору или улице, позаботьтесь лучше, чтобы он посещал какой-нибудь кружок или секцию.