1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №262 (1310) за 19.11.2002

В ЭТОМ ГОДУ УЖЕ ПРОДАНО 600 "ПРОБЛЕМНЫХ" МАШИН

Некоторые граждане, желающие купить автомобиль, пережили довольно неприятную ситуацию: выбрали авто, проверили документы, уплатили деньги, заключили договор купли-продажи, пригнали машину в ГАИ -- и тут инспектор объявляет, что "железный друг" был украден в позапрошлом месяце...

В Украине зарегистрировано свыше 2 тысяч фирм, торгующих легковушками, грузовиками, тракторами и мотоциклами. Прежде, чем начать торговлю, эти организации должны выполнить ряд жестких условий и пройти гаишную проверку. "Фирма должна иметь базу для хранения автомобилей, проведения предпродажной подготовки, создать приемлемые условия для обслуживания клиентов", -- полагает заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины полковник милиции Сергей Левченко. Если все "в норме", такую фирму поставят на учет и выдадут соответствующую справку. Этот документ вывешивается на стенде "Уголок потребителя" -- потенциальным покупателям рекомендуется внимательно с ним ознакомиться.

Но есть организации, с помощью которых можно торговать машинами, не обременяя себя всякими проверками -- это биржи. Вот "свежие" примеры. На одной житомирской бирже продали Форд, "не заметив", что доверенность, которой козырял продавец, уже несколько месяцев назад утратила силу. В Донецке и Луганске ловкачи продали несколько иномарок, предъявив таможенные декларации (а эти документы не подтверждают право собственности продавца). В Киеве мошенники спихнули Митсубиси, подделав регистрационные документы. В Херсоне умудрились зарегистрировать сделку о продаже конфискованного автомобиля. Есть факт, когда мошенник, предъявив ксерокопии, в течении дня продал одну и ту же машину несколько раз, собрал огромную сумму и сразу же улетел за границу. Однажды сотрудники МРЭО, регистрируя автомобиль, заподозрили неладное и направили запрос на биржу: кто и когда подписывал договор? И получили ответ из... отделения связи: мол, по такому адресу никакой биржи нет. Целое бедствие на Волыни -- сотрудники МРЭО установили, что с помощью биржевых технологий в регионе было продано ни много ни мало -- 150 (!) краденых легковушек!

То есть, на бирже можно "легализовать" практически любую автомобильную сделку. Если впоследствии такая сделка будет признана судом недействительной, машину поставят на штрафплощадку, однако одураченный покупатель остается в проигрыше -- деньги-то он отдал мошенникам... Найти продавца (а нередко в этом качестве выступает фиктивная фирма с громким названием) -- дело безнадежное. Судебной практике известны случаи, когда дорогие иномарки продавались от имени инвалидов и пенсионеров: "скачать" материальный ущерб в этом случае нельзя.

-- На биржах не проводят предпродажную подготовку автомобиля, не осматривают его на предмет подделки номерных агрегатов, не проверяют регистрационные документы, не дают запрос в систему "Угон", -- комментирует начальник отдела Департамента ГАИ подполковник милиции Станислав Бабенко. -- Поэтому с помощью механизмов биржевой торговли мошенники получили возможность продавать "проблемные" машины. По нашим данным, в текущем году таких сделок зарегистрировано уже не менее шестисот...

И странно -- это не останавливает доверчивых граждан... Некоторых покупателей, правда, понять можно: указав в договоре фиктивную заниженную сумму, они платят символическую госпошлину (известно много случаев, когда престижные иномарки оцениваются в 1000 гривен). Но ведь в случае аннулирования сделки новый хозяин должен будет вернуть машину, получив назад оговоренную тысячу.

Есть еще одна проблема. После того, как автомобиль продан, новому владельцу выдаются транзитные номера. Выдать такие номера может лишь организация, которая имеет разрешение от ГАИ. На бирже номеров не выдают. Новому владельцу остается либо ездить какое-то время без номеров, либо ездить со "старыми" номерами. И то, и другое -- грубейшее нарушение.

Прикрыть незаконную торговлю практически невозможно -- биржевики ссылаются на закон.

-- Поэтому мы можем только посоветовать: покупайте машину через фирмы, которые стоят на учете в ГАИ, -- резюмирует Станислав Бабенко. -- Еще не было ни единого случая, чтобы организация, зарегистрированная в госавтоинспекции, продала покупателю "проблемный" автомобиль. Если у читателей "Сегодня", решивших купить машину, возникли какие-либо сомнения, звоните по телефону 291-31-48 -- проконсультируем.