1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №262 (1310) за 19.11.2002

МЫ ВЫМРЕМ, КАК МАМОНТЫ

Население нашей страны сокращается: за последние 11 лет нас стало меньше на четыре с лишним миллиона. Причина элементарна -- молодые семьи не хотят заводить детей. Если негде жить двоим, поневоле задумаешься, а стоит ли "плодить нищету". Многие обращаются в редакцию с просьбой рассказать о долгосрочном кредитовании в рамках программы обеспечения молодежи жильем. О том, как она выполняется, мы спросили у председателя правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Валерия Омельчука.

-- В СССР существовали молодежные жилищные кооперативы (МЖК). Люди самых разных профессий превращались в каменщиков, плотников, разнорабочих, чтобы за свои деньги и своими силами построить жилье. С развалом Союза многие оказались у разбитого корыта: закончить стройку не успели, а деньги съела инфляция. В развитых странах система долгосрочных жилищных кредитов для молодых семей действует давно, в Украине же базой для ее создания могли стать только средства бюджета. В 1993-м был принят закон о содействии становлению и развитию молодежи, предусматривающий, в частности, долгосрочное кредитование граждан до 30 лет; в 1996-м -- издан Указ Президента о развитии системы долгосрочного льготного кредитования; в 1997-м -- соответствующее постановление Кабмина, а в 1998 г. выделены первые 6 млн. грн. Серьезные сдвиги начались в 2000-м, когда из бюджета полностью профинансировали предусмотренные на эти цели 70 млн. грн

-- Г-н Омельчук, в июле принята госпрограмма обеспечения молодежи жильем на 2002--2012 гг. В чем ее смысл?

-- Ее основной экономический эффект -- удешевление стоимости строительства жилья без ущерба для казны. По нашим оценкам, до 30--40 % затрат из бюджета на кредитование возвращается уже в первые 1,5--2 года в виде налогов и выплаты части сумм заемщиками.

Социальный аспект тоже трудно переоценить. Еще 5 лет назад молодые не верили в возможности государства, их приходилось уговаривать взять кредит. Но когда тысячи семей получили квартиры и постепенно их выкупают, выплачивая по 200--300 грн. в месяц, а другие снимают жилье и платят за это в несколько раз больше -- наступил перелом в сознании. Теперь необходимо в ближайшие год-полтора принять ряд ключевых законов: об ипотеке, о регистрации прав на недвижимость, о гарантировании прав кредитора и, конечно, Жилищный кодекс, чтобы уравнять права кредитора и заемщика. Пока выселить недобросовестного должника практически невозможно. Но если мы будем давать кредиты, а люди не станут их погашать -- идея быстро умрет. Появится законодательная база -- займы под залог строящегося жилья станут вопросом техники, планы можно будет перевыполнить в 1,5--2 раза, заинтересовав коммерческие банки. Пока фонд работает за счет госбюджета, местных бюджетов и привлечения средств одного из комбанков под 16--18% годовых на 10 лет. Многовато, но если с января 2003 г. начнут работать предусмотренные в бюджете целевые субсидии молодым семьям на понижение ставки кредита комбанков, он подешевеет до 6--8%.

-- Начиная с этого года, Фонд может привлекать и внебюджетные источники финансирования. Что удалось сделать?

-- У нас есть ряд направлений. В первую очередь -- привлечение к сотрудничеству комбанков, отчасти это уже реализуется. Работаем над получением от Мирового банка кредита в $100 млн. на 17 лет. Вероятно, уже во второй половине 2003 г. будет первый транш. Третий источник -- выпуск и реализация ценных бумаг. Это ипотека второго уровня: дело в том, что долгосрочное кредитование предполагает обязательный залог квартиры. Молодая семья не может реализовать свою квартиру до тех пор, пока не выплатит кредит. Поэтому квартира является залогом, под который можно привлечь дополнительные средства. Под них выпускаются ценные бумаги, а средства, полученные от их продажи, будут инвестироваться в новое строительство. Согласно нашей программе, за период 2002--2012 года, на который она рассчитана, мы должны привлечь не менее 5,8 млрд. грн. инвестиций, обеспечив жильем 70 тыс. семей. Для сравнения: за прошедшие 4 с лишним года предоставлено только 4 тыс. кредитов, при том, что подали заявления 95 тыс. молодых семей. Нельзя забывать, что привлечение всех внебюджетных средств, по сути, возможно только в случае принятия целого ряда законов и постановлений, а сколько для этого понадобится времени -- неизвестно. Поэтому бюджетное финансирование остается главным источником реализации этой программы.

"А сколько сейчас выделяет государство на жилье для молодых?" -- поинтересовались мы у Дмитрия Святаша, одного из народных депутатов, занимающихся этой проблемой.

-- Пока из 77 млн. грн., запланированных в бюджете-2002, выделено всего 27,6 млн. И, судя по прогнозам выполнения бюджета, вряд ли будут еще какие-то поступления. Такое отношение к молодежным программам недопустимо. Не секрет, что многие талантливые и образованные молодые люди, классные специалисты, уезжают из страны, далеко не в последнюю очередь -- из-за отсутствия перспективы нормальных бытовых условий. Ныне нуждаются в жилье порядка 150 тыс. молодых семей, и если государство будет игнорировать их проблемы -- Украину ждут печальные перспективы. Значит, программа обеспечения жильем молодежи -- одна из приоритетных, и, в соответствии с расчетами ее разработчиков, на ее финансирование в будущем году необходимо выделить 100 млн. грн.