1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №266 (1314) за 23.11.2002

КАК НАШ СПИКЕР ГРУЗОВИКИ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ПРОВОДИЛ

Глубокое (или высокое?) чувство гордости я испытал, заметив, что на выезде из Польши в Германию почти половина "дальнобойных" трейлеров обозначена киевскими, донецкими, луганскими номерами. Значит, наши товары востребованы в Западной Европе.

Эмпирическое наблюдение подтвердила cтатистика: с начала года экспорт украинских товаров вырос на 6,3%, услуг -- на 9,7%, а последние на 70% состоят из автоперевозок, ориентированных на зарубежье. Но, перефразируя известную поговорку, нет добра без худа. Обратившись за комментарием в Ассоциацию международных автоперевозчиков Украины (АсМАП), я узнал, что в результате возросших на 20% по сравнению с прошлым годом рейсов за рубеж мы досрочно выбрали базовые квоты в 55000 разрешений, зафиксированные польско-украинским соглашением на 2002 год. Тогда как поляки использовали едва ли пятую часть от наших разрешений. Дело в том, что международная практика обычно предполагает паритетное количество встречных рейсов: исключения регулируют межправительственные соглашения. Так вот, оказалось, что приоритетом и для нас, и для польских "дальнобойщиков" стало западное направление, что и неудивительно. Да вот незадача: для нас путь на Запад начинается с украинско-польской границы, а для них это, понятно, -- ворота на Восток. Им "через нас" не надо, а нам "через них" -- позарез!

Возникший диспаритет усугублен тем, что с поляков берут плату за пользование нашими автодорогами (но остроту этой проблемы мы сняли на законодательном уровне), а также "давят" местными сборами в приграничных областях и на терминалах. Последнее стало делом принципа и дало основание Польше обложить наших "дальнобойщиков" компенсационным сбором. Все вместе позволило соседям заявить: вы в этом году по нашей территории уже "отъездили". А нам, чтобы выполнить международные контракты, нужно до конца года еще хотя бы 2,5 тысячи польских разрешений. Как быть?

Дополнительные преференции мы можем получить лишь по итогам грядущего заседания украинско-польской комиссии по транспорту. А чтобы его результаты были более прогнозируемы, в середине ноября в Варшаву отправилась делегация Минтранса Украины и АсМАП. Приехали говорить о стратегии отношений, а тут "тактика" заехала в глухой угол -- на украинско-польской границе более 600 наших трейлеров сбились в "пробку". И здесь нашим водилам помог случай: аккурат в это время в Республике Польша находилась делегация Верховной Рады во главе со спикером. Президент АсМАП Леонид Костюченко обратился за содействием к председателю ВР Владимиру Литвину. Спикер проникся нуждами и чаяниями наших "дальнобойщиков": благодаря его вескому слову напряженность в переговорах с Польской ассоциацией международных перевозчиков исчезла, нам выделили дополнительную квоту разрешений -- и "пробка" рассосалась. Мало того, польское правительство готово рассмотреть вопрос о снятии компенсационного сбора с украинских перевозчиков. Теперь в трудовой книжке Владимира Литвина напротив конкретной даты можно сделать, я думаю, весьма почетную запись: "Работал регулировщиком грузовиков".

Но, повторюсь, принципиально проблему нужно урегулировать на межгосударственном уровне. И здесь важно не поддаться соблазну "отсечь" мелких отечественных перевозчиков, как то предлагают некоторые чиновники и депутаты: смерть одного другим счастья не даст.