1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №267 (1315) за 25.11.2002

"КОРОЛЬ СМЕХА" ЗОЛЛО ПРЯТАЛ ДОЧЕК В КАРМАНАХ,

Этот человек родился, чтобы прогонять скуку. Не счесть праздников, подаренных людям "королем смеха", "народным шутом" и дрессировщиком Михаилом Золло за 60 лет работы. Артист не унывал, когда у него украли всех животных, и даже не ударил лошадь, которая выбила ему шестнадцать зубов. Он позволял барсу спать в своей постели, а попугая научил петь "Каховку" и "Катюшу".

НАУЧИЛ ВАЛЬСИРОВАТЬ... СВИНЕЙ

До семидесяти лет у Золло не было своего угла. Бродячую жизнь артиста нарушили врачи, "прописав" мягкий климат. Работая в 1948 году в летнем цирке на улице Жилянской, дрессировщик решил остаться в Киеве. В его двухэтажном доме на Печерске было шумно и весело. К Золло захаживали коллеги, Тимошенко (Тарапунька) с Березиным (Штепсель). Тарапунька обожал поить молоком обезьянку Степочку.

Сейчас в доме живет старшая дочь дрессировщика Елизавета. Младшая Клавдия умерла год назад. Сестры, как и их мать Анна Михайловна, были наездницами. Вся цирковая семья ушла на пенсию в один день, в 1960 году.

-- Я многое уже забыла о папе и нашей семье, -- сокрушается Елизавета Михайловна.

Женщина заверяет, что ее отец никогда не учил зверей с помощью кнута, и даже коллеги удивлялись мастерству и фантазии Золло. В сценке "Сон охотника" артист "стрелял" в голубей, и те камнем падали из-под купола в сумку, в которой были вкусные семена. Собака Кнопочка прыгала с парашютом с 18-метровой высоты, а свиньи Чижик и Фриц танцевали вальс. Бешенным успехом пользовалась пантомима "Убийство и похороны Распутина", главным героем которой была собачка с бородой Джемма. Князя Юсупова играл петух Кузька, царицу Алису -- собачка Милка.

В одной сценке (а их у артиста было более тысячи) Золло переодевался в женщину. Играл так натурально, что офицеры в конце представления целовали "даме" ручку.

ДУРОВ ПРЕДЛАГАЛ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР

Родился Михаил Золло (перекрученная в метрике пьяным урядником фамилия Золов) 120 лет назад в Пензенской губернии. Чтобы Миша не голодал, мать пристроила его в город к аптекарю. Мальчик рубил дрова, носил воду и мыл бутылки. Спал в подвале. Сколько там было крыс! С самой наглой Миша подружился. Умника (так назвал грызуна) он с руки подкармливал хлебными корками. Крыса стала первым дрессированным животным Золло: каталась на спине... кота. Увидев безобразие, хозяин побил Мишу, а мурку и Умника отравил.

Золло сбежал от аптекаря и, бродяжничая, впервые попал в цирк. В шапито худенький мальчонка подсматривал за дрессировщиком Мельниковым, учившим собак при закрытых дверях. С четырнадцати лет Миша -- в цирке Альберта Сура. Поначалу он чистил лошадей и ходил с хозяйкой на базар. Не получая денег, парень уже тогда выступал перед публикой. Один пьяница научил его за двадцать копеек глотать шпаги. Мужчина делал умопомрачительный номер. Заглатывал ножку тяжелого стула, и жестом показывал Мише -- лезь наверх. Юноша делал стойки, а уникум носил его с запрокинутой головой, удерживая равновесие.

Как-то в одном из выступлений Золло-денщик убирал со стола тарелки. А его все подгоняли. Миша схватил за края скатерть и связал ее в узел. Жена Сура чуть в обморок не упала: разбилась заграничная посуда. Зато хозяин остался доволен: "Молодец, догадался!" -- похвалил он юношу и дал ему денег. Как Золло обрадовался, когда Сур стал платить ему по рублю ежемесячно! Парень покупал кошек, собак и голубей.

С 1901 года Миша работал самостоятельно. Он долго мучил себя, тренируя "Человека без костей". Поворачивая лицо к спине, юноша складывался как перочинный ножик и пролезал сквозь крохотный обруч. Выходил на манеж с двумя собачками (в начале прошлого века только песик Золло делал стойку на одной лапе), потом прикупил других животных. Однажды у дрессировщика украли всех питомцев. Артист не сделал из этого трагедии, а обзавелся новыми и стал их тренировать. В лучшие времена у Золло было 6 вагонов(!) зверей.

-- Отец познакомился с Дуровым-старшим, -- рассказывает Елизавета Михайловна. -- Старик предлагал ему: "Твои животные, мое имя. Мы завоюем весь мир!" Папа отказался, он хотел работать сам.

Знаменитых Дуровых называли "белыми" клоунами-дрессировщиками (благородными, с элегантными прическами и утонченными шутками), Золло -- "рыжим". Он был эдакий "Иван-кирпич" с грубоватыми трюками и комической акробатикой. Артист широко улыбался беззубым ртом, его рыжие волосы на парике при удивлении и страхе поднимались, а красный нос смахивал на помидор.

ОН И ВОЙНУ ПРЕВРАЩАЛ В ЦИРК

С будущей женой Анной Золло познакомил в цирке Сан Лапиадо -- двоюродный брат девушки-наездницы. Нюся (сценическое имя Анны) была на 10 лет моложе клоуна и училась в петербургском пансионе. За ней приударяли образованные и денежные кавалеры. Сан Лапиадо рядил сестру замуж за богатого поляка. Жених, потерявший голову от любви, пообещал братцу невесты построить цирк в любом городе. "Ни за что!" -- сказала Анна, увидев тараканьи усы воздыхателя. Слушать ее не стали -- дело шло к свадьбе.

Однажды Анна, отпросившись в город за лентами и булавками, отправилась в церковь. Батюшка согласился венчать Нюсю с Золло за 10-рублевую взятку. И надо же, чтобы в храм вошла акробатка, которая донесла об увиденном Лапиадо! Тот выгнал молодоженов из цирка.

Поскольку у влюбленных кроме собачек ничего не было, Анна стала первой в России буфонной клоунессой. Перед зеркалом девушка научилась кривляться, и в белом костюме с короткими брюками играла с мужем пантомимы. За первые заработанные деньги семейство купило швейную машину -- обшивали коллег и животных.

Золло оставался хохмачем даже во время войны (в Первую мировую артиста забрали на фронт). Однажды лошадь сбросила толстого капитана. Оказавшийся рядом Михаил "выручил" пострадавшего -- заштопал дырку на штанах белыми нитками, прихватив нижнее белье. Солдаты давились от смеха, а оскорбленный офицер орал в бешенстве: "Что ты наделал?! Это -- фронт, а не цирк!"

Однако воевать у Золло желания не было, поэтому он "закосил", вытянув зубы-протезы (цирковая лошадь оставила его без половины зубов). Медкомиссия ахнула: солдат ни говорить, ни кушать не может! Артиста комиссовали.

В то время была популярная сценка: Золло ловил на манеже поросенка, который пищал и вырывался. Клоун надевал на голову хрюшки немецкую каску и, качая животное в колыбели, пел, что из свинки вырастет капрал. Как-то в 20-х в Нижнеуральске на арену выбежал мужчина. Он снял рубашку -- на теле не было живого места. "Вот мой спаситель!" -- кричал он, указывая на Золло. Оказалось, на фронте клоун спас раненного, нес его на себе 7 верст. Публика была в восторге от поступка артиста.

СПАЛ С БАРСОМ, КОТОРЫЙ ЗАГРЫЗ КОЗУ

Дочки Золло росли на сквозняках шапито и никогда не болели. Они не запомнили свои первые выступления, когда отец с большим животом-подушкой вытаскивал из пиджака собачек, а из карманов штанов -- их. Малышки делали стойки на руках и головах. На афишах писали: "Участвуют дети Золло. Смешно, оригинально". Позже -- "Единственные в стране женщины-наездницы" (многие трюки тогда делали только с мужчинами).

Опасное увлечение девушек началось с покупки дикого коня Пржевальского. Хотели научить на нем ездить гималайского медвежонка. Золло не понравилась затея дочерей, и он собрался продать животное. Лиза и Клава пообещали отцу стать наездницами и вложились в отведенные им два месяца. Тренировались на Демоне даже по ночам.

Однажды лошадь испугалась часов гражданина с первого ряда. Она побежала по кругу, волоча Лизу, нога которой застряла в петле. Отцу удалось остановить коня. Но девушка даже не подумала оставить любимое дело.

-- Когда наши животные умирали, все равно что члена семьи теряли, -- рассказывает бывшая наездница. -- Обезьянам на ночь включали обогреватель и через каждый час к ним наведывались. (Помнили, что в будке машины сгорели собаки дрессировщика Мозгового: животным включили плитку, чтобы они не мерзли.)

Правда, у Золло погиб удав, с которым выступала Лиза. В холода обитателя джунглей держали в ящике с ватным одеялом и пузырями с горячей водой. Девушка, помогавшая артистам, резко подняла сытого удава, и у того вернулся не перетравившийся кролик. А вот барса, который лез спать в кровать дрессировщика, отдали в зоопарк. На этом настояла жена, ведь хищник загрыз козу.

НАЧАЛЬНИК СТАНЦИИ -- КОЗЕЛ, МИЛИЦИОНЕР -- ШАВКА

Свой коронный номер "Железная дорога" Золло показывал более 30 лет. За полторы тысячи рублей артист заказал в Одессе паровоз. Когда пришел за игрушкой, узнал, что она у... Дурова. Мастер сделал новый. Паровоз не отличался от настоящего -- работал на углях, останавливался с помощью вентиля, гудел и свистел. 13-метровую машину с пятью вагонами (почтовым, товарным, мягким и двумя жесткими) раскочегаривали за полтора часа до представления.

На арене в костюме дежурного появлялся королевский пудель Джек и одетый начальником станции козел, переворачивавший мордой страницы книги с графиками прибытия поездов. Обезьяна переводила стрелки и звонила в колокол. Собачка в комбинезоне с разводным ключом и фонариком уходила в тоннель, проверяя пути.

Слышался гудок, в зале гас свет. Горели только лампочки на вокзале и перроне. Раскрывался малиновый занавес, из тоннеля под домиком вокзала клубился пар. На арену выезжал темно-зеленый поезд с зажженными фарами. Из паровоза выглядывал павиан Макар. В нише за машинистом сидел дрессировщик в сюртуке.

Животные-артисты начинали концерт. Балерина-пудель в голубом платье и шляпке со страусовыми перьями танцевала вальс и краковяк. Попугаи на турниках крутили "солнце", а собаки-эквилибристы толкали бочку. Обезьянки катали друг дружку на тачках, ездили на велосипедах и ходили по проволоке с коромыслом и ведрами.

Выступали красавец-петух в окружении пятнадцати кур, индюк с индейкой, гуси. На вокзал по сходне следовали собаки: "цыганка" с гитарой, "торговка" с корзиной яиц, пес в халате и тюбетейке с мешком урюка. Вещи "узбека" проверяла шавка со свистком и наганом. "Джигит" в папахе танцевал лезгинку, тонконогие песики в украинских нарядах отплясывали гопак.

"А что же в товарном вагоне?" -- спрашивал Золло, раздвигая двери. На перрон, облизываясь, вываливался жирный кот. "В ящике, вероятно, мясные продукты", -- дрессировщик поднимал крышку. Два десятка белых крыс испуганно выбирались по веревке на крышу вокзала, где исчезали в пасти большой головы кошки. В почтовом вагоне прятались зайцы. "Держи их!" -- кричал Золло. Трусишки убегали под хохот публики.

Объявлялась посадка. Макарка бил в колокол. В вагоны направлялись морские свинки, кролики, лисичка, барсук и утки. "Поезд уходит! Кто не занял места?!" -- подгонял дрессировщик. К составу спешили дикобразы. Снова гас свет. Гудок, и состав отправлялся за кулисы.

ПОЖИЗНЕННОЕ МЕСТО В ЦИРКЕ

Паровоз -- любимая игрушка Золло. Он, как ребенок, чинил и чистил его каждое утро. Михаил Михайлович хотел отдать поезд в музей, но цирк не пожелал с ним возиться. Недавно у дочери дрессировщика попросили реликвию на реставрацию. В одном столичном музее пообещали, что паровоз все-таки станет экспонатом.

На 90-летие Мастера в киевском цирке за Золло закрепили место в первом ряду. Кресло №3 не долго послужило артисту: через год (в 1973 году) он скончался. Жена ушла из жизни на четыре года раньше.

-- Дом опустел, -- сетует Елизавета Михайловна. -- Недавно умерла последняя собачка. А ведь в прошлом году еще были живы попугаи и обезьяны. Обидно, что и в цирке обо мне уже не вспоминают.