1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (1317) за 27.11.2002

"ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ БИЗНЕС РАНО ИЛИ ПОЗДНО ПОБЕДИТ"

27 ноября принцесса шансона Ирина Шведова выступит перед родной украинской публикой на сцене дворца "Украина". Ее выступление состоится в рамках масштабной ежегодной акции "Шлягер века", которая в Украине считается музыкальным событием номер один.

-- Ира, самое трогательное воспоминание о Киеве с чем связано?

-- Запах кулис театра Франко, где работала мама, и где прошло мое детство. Прогибающиеся под ногами широкие доски огромных студий звукозаписи Украинского радио. Балетный станок, -- да, да, вот эта деревянная палка перед зеркалом, которую я мечтаю иметь у себя в квартире... Дом ученых, потом Октябрьский Дворец культуры, потом Театральный институт. Волнующие звуки оркестра Кармен в оперном театре, Трубадур с пластинки в нашей маленькой изостудии на Шулявке. Я играю экзамен в 5-й музыкальной, огромный фикус склоняется над концертным роялем, и пронзительные солнечные лучи с кружащимися пылинками. Пою Миловзора с Людой Крапивой (Прилепой) на школьном пушкинском вечере: "Мой миленький дружок, любезный пастушок" -- трижды на бис! Ресторан "Метро" на Крещатике, куда я впервые пришла с папой, и возле которого гораздо позже ждала, дрожа, своего самого волнительного в жизни свидания.

-- Наверное, не терпится приехать?

-- Меня ждет мама, а я не дождусь встречи с ней, потому что мне не хватает ее рук, ее заботы, сочувствия. Да и у меня тяжело на душе от того, что не могу быть рядом, когда ей нужна. После того, как умер папа, я думаю, как бы нам воссоединиться, но это непросто. А визит мой будет, к сожалению, коротким, главным образом потому, что в Москве ждет неотложная работа. Но все же я попытаюсь использовать время рационально: увидеть сестру Майю с семьей, друзей, и поработать.

-- И каким вы видите сейчас Киев?

-- Надеюсь, что он стал еще красивее. Жду мягкой лирической погоды. Радушных и приветливых лиц, чем Киев, кстати, и отличается от Москвы! Приятных впечатлений от встреч за кулисами со старыми знакомыми. Среди украинских артистов есть и друзья, и те, с кем связаны лучшие воспоминания большей части моей жизни. Это и Юрий Рыбчинский, и Кролики, Табачник... Всегда интересно узнать, как они поживают, что делают. Как жаль, что больше нет ни "Мюзик-холла", ни Театра эстрады! В театральном институте тоже все изменилось, но с Валентиной Николаевной Яременко и Анатолием Степановичем Згурским, своими наставниками, я бы увиделась с удовольствием. Очень хочу встретиться с Юрой Рогозой, кроме того, что он написал для меня лучшие песни, мне очень помогает его оптимистический цинизм. Хотелось бы посмотреть, если успею, хороший спектакль -- особенно любимого Алешу Богдановича. А еще обязательно побывать на Андреевском спуске, и в очередной раз удивить кого-нибудь посещением удивительной экскурсии в доме Булгакова. Как, вы еще там не были?! (Восторженно.) Да это не экскурсия, а спектакль, увлекательная игра: я такого не видела нигде в мире, хотя могу назвать себя опытным туристом!

-- Почему так редко бываете в родном городе?

-- Кроме того, что сама работаю на сцене, на радио, телевидении, даю интервью и записываю новые песни, параллельно веду несколько проектов. Ставлю спектакль в Детском музыкальном театре Подольска (а это репетиции, запись фонограмм, общение со спонсорами и другие заботы), сочиняю книгу о своей семье (иногда удается выкроить время по ночам), а еще выступаю в качестве продюсера группы ЛКН (Лицо кавказской национальности), которой исполнился всего один год, и сейчас мы с ними готовимся к презентации их первого альбома "Остров Сицилия".


СПРАВОЧНОЕ БЮРО

Родилась и провела первые три года жизни в Кишиневе (Молдова), затем с семьей переехала в Киев. Родители: отец -- Народный артист Украины, писатель Игорь Шведов, мать -- драматическая актриса Людмила Томашевская. В детстве Иру называли Чипом. С английского это переводится как "щепочка". С шести лет девочка занималась хореографией, музыкой, английским языком, рисованием. В девять начинает посещать студию юных дикторов Украинского радио, и исполняет первую вокальную партию Машеньки в детской радиооперетте "Королева Зубная Щетка" композитора В. Шаповаленко.


-- Вы рано ушли из родительского дома?..

-- В семнадцать лет. Скиталась по подвалам и коммуналкам в поисках самой себя и своей независимости. Через два года у меня родилась дочь Надюша. Потом я сдавала вступительные экзамены в Институт Театрального Искусства им. И.К. Карпенко-Карого. Находясь в больнице с тяжелобольным годовалым ребенком, по ночам перелистывала учебники. Мастер, к которому я поступила на курс, Михаил Михайлович Карасев, ставил мне тройки по мастерству актера, вокалу(!!!) и танцу -- принципиально. Он был уверен, что на детях талантливых родителей природа отдыхает. Четыре года я доказывала свое право на профессию, в результате чуть ли не единственная на всем курсе отличников получила "хорошо" по мастерству актера на выпускном экзамене. Обида была глубокой и сильной.

-- И как же все-таки попали на эстраду?

-- Я никогда не рискнула бы выйти на эстрадную сцену, если бы не было рядом со мной прекрасного музыканта, композитора и певца, в творчество которого я просто влюбилась -- Игоря Демарина. В первый раз, услышав его стихи, мелодии, я не могла не разговаривать, ни заснуть, была как переполненный сосуд. В тот вечер множество людей в плацкартном вагоне, свесившись гроздьями, слушали Демарина. С той памятной дороги на Дальний Восток, эта музыка живет во мне. Демарина можно назвать творческим отцом и создателем певицы Ирины Шведовой. Он для меня всегда будет самым желанным композитором и партнером по сцене. И я, и дочка Надя до сих пор с гордостью носим его фамилию, несмотря на то, что у каждого из нас жизнь пошла своей дорогой.


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

С 1990 года Ирина Шведова живет и работает в Москве. Входит в состав Международного Детектив-клуба, который объединяет целое созвездие людей искусства и благотворительного фонда "Актеры Милосердие", созданного в 1997 году для помощи престарелым деятелям искусства и молодым талантливым людям. Является членом Союза Эстрадных Деятелей России, Союза Театральных Деятелей Украины, Общественного совета ГУВД Московской области. Занимается благотворительностью -- дает бесплатные концерты для детей-сирот, заключенных, военнослужащих, в госпиталях, домах престарелых. Награждена Почетной грамотой Президента России Бориса Ельцина за участие в концертах для российских войск во время боевых действий 1996 года в Чечне.


Сотрудничает с Пахмутовой, Добронравовым, Таничем, Демариным, Рогозой, Рыбчинским и многими другими.

"МНЕ ВЕРНУЛИ УКРАИНСКУЮ ПУБЛИКУ, КОТОРУЮ Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ"

-- Как вы думаете, почему вас пригласили в "Шлягер века"?

-- Потому что песни "Белый вальс" и "Америка-разлучница", написанные Игорем Демариным и Юрием Рогозой, -- кроме того, что просто талантливы, грамотны и высокохудожественны, появились в нужное время. А для меня, как для исполнителя, еще немаловажно то, что эти песни-монологи очень театральны, благодаря им удалось создать очень трогательный образ преданно любящей женщины, и даже заставить зрителей поверить в то, что эти песни автобиографичны!

В проекте "Шлягер года" я участвую уже несколько лет подряд, у меня дома на стене висит очень красивый Диплом с пластиночкой на деревянной дощечке, который мне вручили в 1998 году за песню моего любимого поэта Юры Рогозы "Колыбельная" с музыкой Андрея Потемкина. У нас сложились очень теплые отношения с организаторами этого проекта Александром и Анжелой, -- и я могу со всей ответственностью заявить, что именно они вернули мне киевскую и украинскую публику, которая меня знает, ждет, и которую я очень люблю.

-- Вы будете петь одна или дуэтом с Игорем Демариным?

-- Шлягерами века стали песни "Белый вальс" и "Америка-разлучница", которые прозвучат в моем исполнении (кстати, я заметила, что "Белый вальс" стараются брать молодые исполнители для участия в конкурсах, а "Америку" частенько слышала в исполнении ресторанных певцов). А "Листья Летнего сада" стали любимыми публикой в исполнении с Игорем Демариным, которому я, собственно говоря, подпеваю, а он солирует, и по этой причине никогда не могу удовлетворить просьбы зрителей исполнить эту песню без него. Хотя мне, конечно, приятно, что в памяти у людей образ этой красивейшей песни на стихи Николая Зиновьева ассоциируется именно со мной.

"НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ОТ ШОУ-БИЗНЕСА ЗАНИМАЮТСЯ БЕССОВЕСТНЫМ ГРАБЕЖОМ"

-- Как сложился ваш творческий путь, когда вы уехали в Москву?

-- Времена никогда не были легкими, за успех всегда приходилось бороться. Но сегодня ситуация осложнилась еще и тем, что люди от шоу-бизнеса, которым удалось занять выгодные позиции на телевидении и радио, занимаются бессовестным грабежом. (И налогов, кстати, за награбленное, государству не платят.) Отсюда очень низкий уровень качества и культуры музыкального товара, который звучит в эфире. Если и появляется что-то достойное, то это событие! Сейчас как-то находим пути для нормального сотрудничества со звукозаписывающими компаниями, с рекламными агентствами. Верю, что цивилизованный бизнес рано или поздно победит. Но хотелось бы, чтобы это случилось при жизни, а не после!

Некоторые из своих песен, "Америка-разлучница", "Держи фасон", "Ведьма", Ирина перевела на французский, уж очень эти песни напоминают классический французский шансон. Слушают ее и в Америке, куда она ездит петь для эмигрантов.

-- Где все же лучше: там или здесь, и почему?

-- Мне трудно сравнивать, где лучше, потому что я не знаю, как сейчас в Киеве, а знаю лишь то, что было десять лет назад. Просто так сложилось, что в Останкино мои песни понравились, а здесь были не нужны. А конкуренция в Москве, конечно, несоизмеримо больше. Но зато и интересно! Присутствует хороший творческий азарт: завоевать свою публику, быть всегда нужным, ярким и новым.


КАК-ТО РАЗ

В 1991 году был курьезный случай на конкурсе "Ялта". Редактор программы, которую снимало Центральное ТВ, пригласила меня принять участие в этом конкурсе. После чего, возглавив жюри, не допустила меня к участию в финале, несмотря на шумное возмущение болельщиков в зале. Разразился скандал в оргкомитете конкурса, посыпались телеграммы от зрителей. "В виде исключения" меня-таки внесли в списки финалистов, и я даже прошла жеребьевку... Но, памятуя отключение в прямом эфире звука во время исполнения Демариным на "Юрмале" песни "Ивана", историю с кражей костюмов Александра Малинина на этом же конкурсе, в Ялту не поехала.


"ПЕВЕЦ ВСЕХ СТРАН И ВСЕХ ЖАНРОВ -- ТОЛЬКО ШАРЛЬ АЗНАВУР!"

-- Расскажите, насколько сложно попасть в московскую тусовку, и есть ли верные способы это сделать для украинского исполнителя?

-- Есть верный способ. Принести большое количество денег одному из патриархов и попросить покровительства. Или сдаться в рабство, если в тебя вложат деньги, чтобы на тебе заработать. Остальные способы успех не гарантируют. Раньше было по-другому, но любовь публики, к счастью, купить невозможно. И здесь на первый план выступают талант или, скажем, изюминка самого исполнителя, или оригинальность исполняемых им произведений. Но это совсем не значит, что не нужно пробовать, участвовать в конкурсах, пробиваться. Вопреки всему, в себя нужно верить, совершенствоваться, и тогда подвернется удачный зигзаг. И еще нужно помнить, что Певцом века всех стран и всех жанров был назван Шарль Азнавур! Пение -- это, прежде всего, душа!

-- Смогли бы вернуться и работать здесь?

-- Я скучаю по языку и, будучи вне Украины, использую малейшую возможность побалакати рiдною мовою. В 1996 году, вернувшись из Америки, я даже начала снимать фильм о Киеве, и сейчас у меня есть мысль его продолжить. А по поводу работы с удовольствием сотрудничала бы и с радио, и с телевидением, и ездила бы с концертами на гастроли по Украине. Чтобы она оставалась такой же тонкой, отзывчивой, требовательной, и такой же доброжелательной, какой я ее помню.

Для меня выход на подмостки "Украины" всегда был в определенной степени экзаменом. Мне смешно сегодня вспоминать, как подгибались коленки за кулисами перед первыми выходами на такую большую сцену. Сейчас к чувству большой ответственности, которое осталось с тех пор, добавились уверенность и удовольствие от долгожданной встречи со старыми знакомыми.

РЕЦЕПТ КРАСОТЫ ОТ ИРИНЫ ШВЕДОВОЙ

Певице нравится одиночество, чтобы была возможность побыть с собой, подумать, отдохнуть. Для "рабочего настроения" она по утрам принимает холодный душ. Зарядкой занимается редко, в основном, делает упражнения перед концертами. Может и гантельки потягать. А еще она часто влюбляется и это, наверное, самый главный рецепт ее молодости.

Александра Пахмутова так когда-то сказала об Ирине: "У нее есть все! Самое главное -- изумительная душа, такая тонкая, ранимая и такая нужная для песни, потому что песне противопоказаны сытость, равнодушие и пошлость".