1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (1317) за 27.11.2002

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ПУБЛИКИ

Во что вы одеваетесь, отправляясь в театр? Вечерний туалет, а с собой -- туфли, чтобы переобуться в гардеробе? Или предпочитаете демократичные джинсы и свитер? Конечно, никто вас в джинсах не выгонит. Более того, в нашем родном театре вас мало кто осудит за звенящий мобильник и опоздание на полчаса. А это уже гораздо печальнее...

В прошлом "пекторальном" году лучшим в столице был признан спектакль Театра на Левом берегу "Зрители на спектакль не допускаются". Сейчас в Молодом ставят пьесу, которая в оригинале называлась "Публике смотреть запрещено". Эти названия на самом деле не так уж парадоксальны: в каждой шутке -- доля шутки...

Нарушив профессиональную привычку посещать премьеры (где публика особенная: критики, пылкие обожатели, зрители со стажем -- в общем, люди, примерно знакомые с правилами поведения в театре), я на днях отправилась на неновый, но безумно красивый и изысканный спектакль в одном академическом театре... Вынуждена признать, что удовольствие от спектакля было крепко подпорчено... обратьями-зрителями.

Развеселые тинейджеры на галерке в продолжение всего действа громко общались и комментировали происходящее, и некому было даже "шикнуть" на них... Увы, это абсолютно не связано со зрительской взыскательностью, когда за хорошую игру артиста забрасывают цветами, а за плохую -- гнилыми помидорами... Наоборот, чем гениальнее происходящее на сцене, тем приятнее "отвязным" ребятам самоутвердиться, испортив удовольствие тысяче людей...

Все это наводило на печальную мысль о необходимости "фэйс-контроля" при входе... Но вот о чем подумала я потом: а как еще могут вести себя ребята, если они знакомились с "живым" искусством (тем, где есть разделение на сцену и зал, на выступающего и публику), в самом лучшем случае, на рок-концерте "под пивко", а в принципе -- на дискотеке под "экстази"? А какому "трепетному" отношению к театру можем научить их мы (говорю "мы", поскольку причисляю и себя к миру театра, а значит, и себе вменяю это в вину), если на билетах и дверях в зал пишем "Вход после третьего звонка запрещен", а на самом деле сотрудники театра даже через полчаса после начала спектакля заводят в зал зрителей и рассаживают "согласно купленным билетам", шумно сгоняя с мест "зайцев" и "контрамарочников"? Я наблюдала подобные сценки во многих театрах...

Сейчас уже практически вымерли "таинственные" театры-студии, которые декларировали полную независимость от зрителя (лет десять назад их было -- пруд пруди). Опыт показал: эксперимент ради эксперимента постепенно превращает закрытое сообщество студийцев в палату №6. И недавние великие экспериментаторы (те же Жолдак, Липцын и др.) повернулись лицом к публике...

Я, хоть и назвалась старой вешалкой, вынуждена признать: театр начинается не с меня. Т.е. не с вешалки. А с меня-зрителя. Научно доказано: чтобы возник Театр, необходимы две составные части -- артист и зритель. Можно обойтись без режиссера, художника, композитора... Но без зрителя -- никак. Хочется верить, что мы еще научимся и выключать мобилки, и не перекрикивать артистов, и смокинги с вечерними платьями надевать не только на банкеты...