1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (1317) за 27.11.2002

НА ГРАНИ ЛЮБВИ И НЕНАВИСТИ

Если вам как минимум симпатичны чужие культуры -- вы ксенофил. Советую посетить выставку "Ксенофилия", которая открылась в галерее Гельмана (ул. Костельная, 11). Если же вы, наоборот, боитесь всего иностранного, т.е. страдаете ксенофобией, вам тоже будет близко то, что представили на суд зрителей украинские и российские художники.

"От любви до ненависти -- один шаг. От фобии до филии -- столько же, -- утверждает Александр Соловьев, со-куратор выставки, помощник Александра Ройтбурда. -- Наша экспозиция настолько же примиренческая, насколько и откровенная. Она игнорирует то, что нам и так не грозит в ближайшем будущем -- изобретенную Америкой и распустившуюся по всему Западу (нынешнему Северу) "политкорректность". У нас она осталась в прошлом -- в словах песни "Широка страна моя родная", декларировавшей, что "нет для нас ни черных, ни цветных" чуть ли в духе библейского: "ни эллина, ни иудея". В Америке же "выгодней быть одноногой, многодетной, чернокожей несовершеннолетней матерью незаконнорожденных чернокожих детей, к тому же лесбиянкой и наркоманкой, чем белым англосаксонским протестантом", -- процитировал Соловьев чью-то неполиткорректную шутку с обрывка газеты.

Основой для видео Глеба Катчука послужили анекдоты о молдаванах типа: "Почему молдаване не едят огурцов? -- Потому что у них голова в банку не пролазит", "Молдаванин ставит левую ногу на стул, чтобы завязать шнурок на правой" и т.п. В видеоработе группы АЕС "Отелло. Асфиксофилия" обнаженный темнокожий мужчина душит европейскую женщину (Арину Шарапову, кстати) жемчужным ожерельем. Татьяна Кривенко проиллюстрировала "Кошерный интим", использовав находку торговцев нижним бельем: натянула на кольца черные трусики-танга так, чтобы получилась звезда Давида. Видеоработа Андрея Казанджия и Кирилла Бачерикова, созданная с помощью популярной компьютерной технологии Flash, -- яркий пример исполненных непонимания отношений между сотрудниками ГАИ и "лицами кавказской национальности" за рулем. Без внимания не остались и мусульмане...

Марат Гельман добавил, что выставка не является реакцией на недавние события в Москве -- идея проекта и все работы возникли задолго до теракта и по другому поводу. Некоторые работы впоследствии пришлось "убрать" из экспозиции, дабы не заострять конфликтные политические темы. По словам Александра Соловьева, политкорректность делает искусство бескровным и пресным, чего художники постарались максимально избежать, балансируя на грани откровенности и доброты...