1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №271 (1319) за 29.11.2002

"РАДИОАКТИВНУЮ ПОЧВУ ЗАХОРОНИТЬ!"

Ровно через две недели после выхода в нашей газете статьи "Куда уплывают радиоактивные корабли?"(см. №1295 за 1 ноября с.г.) Переяслав-Хмельницкий речной порт посетила комплексная комиссия, в которую вошли представители шести министерств и ведомств. Пропустить такое мероприятие мы, разумеется, не могли, тем более, что, в какой-то мере, являемся "виновниками торжества".

"ТЕРРИТОРИЯ ИМЕЕТ ПРИЗНАКИ НЕДАВНЕЙ РАБОТЫ БУЛЬДОЗЕРА"

Работа в порту кипела -- кран перегружал очередную кучу металлолома с берега на баржу, представители комиссии с дозиметрами в руках ходили по территории, замеряли чуть ли не каждый метр земли, брали пробы...

Как и следовало ожидать, по прошествии двух недель останки барж обнаружить не удалось. Но, согласно Акту радиационного исследования "территория имеет признаки недавней работы бульдозера". Кроме того, "найдено три локальных скопления ржавчины и ила.., которые расположены в непосредственной близости к воде. Эти накопления не насыпные, а выходят на поверхность после механизированного выравнивания территории." Комментарии, как говорится, излишни. Можно лишь добавить, что, если бы высокие проверяющие стороны приехали еще через пару месяцев, то, вероятно, и того, что найдено, не обнаружили бы. А вот кабы приехали сразу после публикации, то, глядишь...

Стоит отметить, что в остальном мнения членов комиссии разделились. СЭС Киевской области, например, сделала такой предварительный вывод: "на момент обследования фактов обращения с радиоактивным металлоломом не обнаружено... радиационная обстановка на обследованной территории не представляет непосредственной опасности для населения." А вот представители Минэкоресурсов считают иначе -- "локальные накопления ржавчины и ила являются нефиксированным радиоактивным загрязнением". Другими словами, способны "растворяться" в почве, заражая тем самым округу.

Думается, причина расхождений в оценках ситуации следующая: помимо чернобыльских "гостинцев", было также обнаружено, что "операции с металлоломом проводились на площадке, не имеющей твердого покрытия, что не отвечает требованиям п. 5 Закона Украины "Про металлолом". Контроль за выполнением этого пункта находится в епархии СЭС, и, судя по всему, именно отсутствие бетонной площадки привело к прямому попаданию радиоактивной "грязи" в почву.

"ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИКВИДИРОВАТЬ ДО 1.12.2002 г."

Попробуем нарисовать примерную схему пути металлолома из Чернобыля в Переяслав-Хмельницкий. Начнем с того, что право на вывоз металлолома из чернобыльской зоны имеют несколько фирм. Надо думать, у них весьма высокий уровень аккредитации и соответствующие специалисты в штате. Так вот, согласно документам, предоставленным комиссии, одна из этих фирм продала упомянутые баржи некоему ЧП, "прописанному" в Киеве. ЧП, в свою очередь, перепродало "б/у плавсредства" ООО "Ломресурс". Отметим, что радиационный контроль барж фирмой-первоисточником был проведен, что и удостоверяется документами с соответствующей печатью.

Есть, однако, одно "но" -- радиационный контроль должен проводится на всех этапах перепродажи. Этого либо не делалось, либо...

Хочется верить, что дозиметристы "чернобыльской" фирмы попросту столкнулись с той же проблемой, что и наша редакционная группа во время первого посещения Переяслав-Хмельницкого порта. А именно -- радиоактивным является лишь дно баржи, а добраться до него, пока судно на воде, весьма проблематично. Нам, можно сказать, повезло -- на берегу оказались аккуратно отрезанные днища, что и позволило произвести замеры и взять необходимые пробы.

Как бы там ни было, но факт остается фактом -- радиационная "грязь" благополучно пересекла границу "зоны отчуждения" и оказалась в местности, где природный радиационный фон не превышает 10--12 мкР/час, не говоря уже о том, что, цитируем, "локальные накопления находятся на берегу залива р. Днепр в непосредственной близости (3--5 м) от воды... и являются потенциальной угрозой загрязнения водной среды". Поспешим успокоить читателей -- до этого вряд ли дойдет, а вот почву на некоторых участках порта, согласно Предписанию комиссии, придется снять и вывезти в "зону отчуждения" для захоронения до, подчеркнем, 1.12.2002 г. Тем более, что показатели активности некоторых проб, взятых членами комиссии, превышают 11000 Бк/кг, а это уже имеет официальный статус -- "радиоактивные отходы".

Здесь возникает следующий вопрос -- кто будет заниматься захоронением и, главное, кто оплатит это весьма недешевое мероприятие? Вопрос, казалось бы, риторический. Ведь есть соответствующие правила, которые предусматривают следующий порядок действий: предприятие, обнаружившее у себя на территории радиоактивное загрязнение, обязано сообщить об этом в несколько инстанций, в том числе и в УкрГО "Радон" (спецобъединение, в сферу деятельности которого входит ликвидация радиационных аварий и захоронение изъятых "гостинцев" в "зоне отчуждения"). Оплачивает услуги "Радона", согласно тем же правилам, "заказчик", то есть тот, кто находит у себя "фонящие" предметы.

Надо думать, при составлении этого документа предполагалось, что такое положение вещей заставит предпринимателей, занимающихся металлоломом, ужесточить радиационный контроль на пунктах приема, а это, в свою очередь, приведет к тому, что из чернобыльской зоны перестанут тащить "грязный" металл. А ведь правда -- зачем рисковать и мучиться с этим "добром", если его все равно не продашь?

Что ж, вполне логичное решение, но, видимо, "не про нас". Почему? Судите сами.

"А МЕТАЛЛ-ТО У ВАС ФОНИТ!"

Не на всяком приемном пункте есть грамотный дозиметрист с "грамотными" приборами. Подчас роль радиоконтролера выполняет приемщик металлолома, сжимая в руке какой-нибудь, чаще всего бытовой, дозиметр. Автору как-то довелось наблюдать "работу" такого "дозиметриста".

Выглядит это примерно так. Взмахнув несколько раз над кучей металлолома дозиметром, приемщик смотрит на показания и, разумеется, констатирует, что "фон в норме". Чтобы не утомлять читателя тонкостями, скажем лишь одно -- каждому прибору требуется время на экспозицию, т.е., в зависимости от типа, дозиметр должен побыть в зафиксированном положении определенное время. Уже из этого видно качество проводимых измерений.

Далее. По мере накопления металла фирма-приемщик заказывает, допустим, железнодорожный вагон, чтобы отправить все это богатство на переплавку. Кроме вагона требуются еще и сопроводительные документы, в число которых входит "Протокол радиационного обследования" выдать который может далеко не каждая организация. Следовательно, фирма заключает договор с такой организацией, а та присылает дозиметристов-профессионалов. И вот представьте себя на месте бизнесмена, которому после измерения вагона сообщают "радостную" весть: "А металл-то у вас, батенька, фонит! Извольте сообщить в "Радон", они эту "грязь" мигом уберут". Убрать-то они уберут, да вот только не бесплатно. Стоимость одного килограмма чего угодно, предназначенного для захоронения -- более 12 гривен. А если ваш "сюрприз" весит пару десятков тонн? Ситуация...

И выход из нее каждый находит сообразно своим представлениям о жизни. Кто-то, один раз наступив на грабли, нанимает на работу дозиметриста, знающего свое дело, а кто-то действует по принципу "передай дальше". То есть грузит на машину свое "счастье" и... везет конкурентам -- авось возьмут. Если номер не проходит, то железо в лучшем случае, где-то прикопают, в худшем -- просто свалят на каком-то пустыре. Отсюда его опять растащат, но уже, скорее всего, вручную, мелкими партиями. И потечет радиоактивный металлолом тонкими ручейками обратно в приемные пункты...

Оговорюсь -- среди фирм-приемщиков второй сценарий распространен мало -- дозиметристы-контролеры тоже обязаны "доложить куда надо" о находке, а репутацией своей, они, как правило, дорожат.

Представим гипотетическую (впрочем, не совсем) ситуацию -- "ничейный" радиоактивный металлолом все же обнаружили. На место происшествия вызывается "Радон", которому ничего не остается делать, кроме как "хоронить" все это за свой счет. Это при всем при том, что организация является планово-убыточной, а профинансирована всего на 40%. Да простят нас уважаемые работники этого объединения, если мы откроем читателю маленькую тайну -- у спецаварийного предприятия(!) не всегда есть бензин, чтобы доехать до места аварии!

Отсюда вопрос -- а может, стоит организовать какой-нибудь фонд, в который сами же предприниматели будут отчислять фиксированную сумму с каждой тонны прошедшего через их руки металлолома для финансирования ликвидации таких вот ЧП? И сами спать спокойно будут, и у аварийщиков бензин появится, а там, глядишь, мало- помалу, весь гуляющий по стране радиоактивный металлолом обратно в "зону" отвезут и захоронят.



ПОСЛЕСЛОВИЕ

Неделю назад на Окружной дороге в районе поворота на Вишневое редакционной группой был обнаружен МАЗ-500 с зеленым прицепом. Груз -- металлолом. Предварительные замеры показали повышенный фон радиоактивного излучения. О находке было сообщено в природоохранную прокуратуру Киевской области. Редакция будет весьма признательна, если природоохранители сообщат о развитии ситуации.

В понедельник на территории Киевского речного порта была обнаружена баржа б/у. Показатели активности проб -- до 18 тысяч Бк/кг. По некоторым данным плавучий металлолом принадлежит фирме, которая приобрела его в Чернобыльской зоне. Во вторник буксир с баржей лег на обратный курс -- в зону отчуждения. Хочется верить, что больше "плохая" баржа оттуда не выйдет...