Выпуск газеты Сегодня №272 (1320) за 30.11.2002
ДОМ ОФИЦЕРОВ И ДРАМТЕАТР ВПРИДАЧУ -- ПО ЦЕНЕ ГОСТИНКИ
Строительство в Украине сегодня ведется главным образом за счет денег частных инвесторов и граждан. Участие державы в созидательном процессе более чем скромное -- всего 4--5% от общего объема капвложений. Да и эти средства большей частью идут на худо-бедное поддержание ветшающих зданий или доведение до кондиции многочисленных объектов незавершенного строительства.
Немало долгостроев нам досталось в наследство после развала "нерушимого". Но и теперь, когда с деньжатами у державы "напряженка", нередко объекты успевают морально устареть (и даже превратиться в руины) еще в процессе сооружения, или же в них просто отпадает потребность. Как, к примеру, стала ненужной недостроенная канализация и развалился газопровод в Николаевской области. А в Запорожье местные власти умудряются каждый год закладывать до 40 новых площадок, имея на балансе кучу некондиционных объектов. А ведь любой долгострой неизбежно разрушается под действием природных и "человеческих" факторов и требует постоянных вливаний на восстановление уже сделанного. В общем, это своего рода "поле чудес", где удобно зарывать бюджетные денежки.
Как показали рейды КРУ, для этого у нас, как нарочно, созданы все условия. Во-первых, долгострои не охвачены единой системой государственного учета, где были бы отражены их реальная рыночная стоимость, степень готовности и потребность в капвложениях. Значит, существует соблазн раздувания сметы работ, якобы необходимых для окончания строительства или, наоборот, занижения стоимости госимущества -- с целью реализации его за бесценок. Последнее случилось во Львове, где недостроенный Дом офицеров "в пакете" с таким же "недоношенным" драмтеатром были проданы за 62 тыс. грн. при их фактической стоимости порядка 15 млн. гривен.
Во-вторых, распорядителями казенных денег нередко становятся структуры, не имеющие к строительству никакого отношения. Для последних отраслевые нормативы -- не указ, а значит, сплошь и рядом нарушаются сроки проведения работ, завышается их стоимость. Характерным явлением, считают ревизоры, стало умышленное непроведение тендеров по определению поставщиков и исполнителей и создание целой цепочки субподрядчиков -- разумеется, в пользу "своих". В результате отдельные коммерческие структуры поимели кредитов на 4,5 млн. бюджетных гривен и "прокручивали" их без каких-либо штрафных санкций.
Усилиями ревизоров в казну удалось вернуть 5,6 млн. грн., 410 руководителей привлечены к административной и 132 -- к дисциплинарной ответственности, в правоохранительные органы переданы материалы 132 ревизий и проверок. А вывод из этих финансово-строительных "романсов" напрашивается следующий: лучше уж концентрировать средства на достройку одного объекта, чем распылять их на множество безнадежных долгостроев.