1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №272 (1320) за 30.11.2002

И СЕГОДНЯ МОЖНО ИЗОБРЕСТИ ВЕЛОСИПЕД

"Подумаешь, изобрел велосипед!" -- иронизируем мы над человеком, который выдает за новость то, что всем давно известно. Но кто изобрел велосипед на самом деле? Одного человека назвать нельзя: потрудились многие, начиная еще с XVIII века. И трудятся до сих пор.

Однако пальма первенства все же принадлежит французу -- графу де Сивраку. В 1791 этот чудак соорудил невиданную деревянную тележку: колеса в ней располагались не параллельно, а одно за другим. Граф соединил их брусом, на который надо было сесть и, отталкиваясь ногами от земли, ехать. Понятно, что так далеко не уедешь, поэтому новинка не получила распространения. Детище шотландца Кирка-Патрика Макмиллана было более совершенным: в 1839 году он придумал педали, которые заставляли вертеться заднее колесо. А спустя 30 лет двое братьев -- французы Пьер и Эрнест Мишо -- "переставили" педали на переднее колесо. Свою машину они назвали велосипедом, и она понравилась публике -- было продано примерно 400 штук. А вот смешные велосипеды с огромным, до полутора метра в диаметре, передним колесом появились чуть позднее в Англии. Их явил миру Джеймс Старли. Но настоящая революция в этой области свершилась в 1871 году, когда другой англичанин, Лоусон, придумал цепную передачу. С тех пор ее принцип не изменился.

Интересная история связана с покрытием колес первых велосипедов. Поначалу оно было жестким: стальной обод просто обтягивали резиной. Лишь в 1888 году независимо друг от друга Джон Данлоп и братья Мишлен изобрели накачиваемую воздухом пневматическую шину. Она блестяще показала себя в грандиозной велогонке.

В 1891 году парижский издатель Пьер Гифар решил поправить свои финансовые дела -- увеличить тираж газеты, освещая на ее страницах соревнование любителей велосипеда. Гифар предложил им "прокатиться" из Парижа до Бреста (на побережье Атлантики) и вернуться назад. Победителю полагался солидный приз. Издателя увлекла идея: а способен ли человек только за счет своих мускулов преодолеть 1200 километров? Медики твердо отвечали: нет! Один из них дал вердикт: "Велосипед в таких сверхдозах убьет человека так же наверняка, как сверхдоза мышьяка". Между тем записались 260 желающих померяться силой. По правилам на дистанции заменять велосипед было нельзя, поэтому организаторы пробега пометили "средства передвижения", среди которых было десять трехколесных, два двуместных и один с огромным передним колесом.

Лидеры определились сразу: Шарль Террон и Жак Лаваль на велосипедах, мало чем отличающихся от современных. А вот гонщики очень разнились по характеру. Один -- импульсивный и взрывной, другой -- спокойный и расчетливый. Террон пришел к финишу первым, потратив на дорогу 71 час 22 минуты. Но помог ему в этом не только азарт и крепкий кофе. Колеса его велосипеда были "обуты" в пневматические шины. Консервативные люди вроде Лаваля предпочитали литые шины.

Так было положено начало знаменитой велогонке "Тур де Франс". А Гифар писал в своей газете: "Впервые мы увидели новый вид путешествия, новый путь к приключениям, новые возможности для удовольствия. Не находимся ли мы на пороге нового замечательного времени?" И в XX веке это время началось! Изобретатели совершенствовали конструкцию: упрочняли раму, вместе с тем делая легче, изменяли ее, чтобы длинные юбки не мешали дамам забираться в седло и сходить с велосипеда, оснащали его разнообразными багажниками, фонариками...

"Изобретать велосипед" продолжают до сих пор. Так, любители экстремальной езды прикрутили к осям колес металлические штыри и стали скользить по... перилам лестниц. А потом один из них встал на эти штыри и проехался на одном заднем колесе. Так родился фристайл -- умение проделывать фигуры "высшего пилотажа", не касаясь ногами земли.

Время от времени появляются удивительные конструкции велосипедов. Например, в Китае желающие могут купить новый... одноколесный. Правда, надо сидеть не над колесом, а внутри него. Говорят, управлять просто, вот только по лужам ездить плохо -- брызги летят на голову. В Амстердаме же можно прокатиться на трехколесном велосипеде, рассчитанном на... семерых пассажиров. Скорость его небольшая, 10--15 км в час, но даже самые хмурые люди после прогулки весело улыбаются. Японцы же стараются сделать свои "велики" как можно более компактными. Так, популярна модель с рамой из титанового сплава весом всего 6,5 килограмма. А последний "писк" -- суперскладной велосипед, который умещается в обычную тумбочку, то есть надежно застрахован от кражи. У японцев, которые массово ездят на работу на велосипедах, технических "прибамбасов", наверное, больше всех. Это, например, дистанционное управление, которое блокирует колеса на стоянке, чтобы велосипед не угнали, или включает звуковой сигнал, чтобы хозяин легко нашел его среди множества других, и даже крепежная система для зонтика, который выкатывается из пластиковых "ножен", стоит лишь закапать дождю.

Кстати, именно велосипед -- трехколесный -- стал прапрадедушкой автомобиля: в 1885 году Бенц и Даймлер оснастили его бензиновым мотором.