1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №272 (1320) за 30.11.2002

"ЛИЧНОЕ БЕЗУМИЕ В СЕБЕ КУЛЬТИВИРУЮ И НАЗЫВАЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ"

Как-то по-домашнему, без ажиотажа, в киевском Доме кино прошла премьера фильма "Небо. Самолет. Девушка". Кстати, этот фильм, как и многие другие в России, имел государственную финансовую поддержку: там приняты соответствующие работающие законы -- и результаты на экране.

Киевляне первыми увидели картину, так как премьеры в Москве еще не было. Рената Литвинова выступила в новой работе автором сценария, одним из продюсеров, и исполнила главную роль. Фильм можно назвать римейком знаменитой в 60--70 годы картины "Еще раз про любовь", так как в основе та же пьеса Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь". И, конечно же, в рецензиях обязательно будут сравнения Литвиновой с великолепной актрисой Татьяной Дорониной (фильм сделал ее тогда знаменитой), и с ее "любовью" Александром Лазаревым, и с общей аурой страшно популярного в среде интеллигентов режиссера Георгия Натансона. Именно этого очень не хотелось бы создателям новой ленты.

Режиссер Вера Сторожева после премьеры призналась, что видела фильм только в детстве и сейчас намеренно не смотрела, чтобы избежать параллелей. А драматург Радзинский готовил автора сценария Литвинову к упрекам и критике. Но, как оказалось, зря: фильм изначально был обречен на успех, хотя бы потому, что в основе сюжета -- очень простая и многозначная история любви, от которой современный кинематограф уже почти отучил зрителей. Там любовь если и наличествует, то чаще какая-то патологическая. А тут -- женщина встретила мужчину, мужчина встретил женщину, она его полюбила сразу и сильно, а он ее только, когда потерял.

Создатели этой любовной истории в основном дебютанты. Рената Литвинова впервые выступила в качестве продюсера, Елена Яцура -- сопродюсера, режиссер Вера Сторожева впервые сняла свое кино (до этого работала на телевидении), первый художественный фильм и у художницы Алены Шкермонтовой, и у оператора Михаила Кричмана. По сути, дебютировал в главной роли молодой актер Дмитрий Орлов (снялся в небольших ролях в картинах "Брат-2" и "Сестры"). Хорошо, что на экране появилось новое лицо, замечательно, что живое и мужественное -- у Орлова есть все шансы стать новым героем российского кино. А еще лучше, что равноправное с такой актрисой, как Рената Литвинова.

С каждой новой работой (кроме сценариев Рената сняла документальный фильм об известных актрисах "Для меня смерти нет") она все более заявляет о себе, как о личности с парадоксальным мышлением, манерностью, с подчеркнуто-изломанной пластикой движений в образах "холодной блондинки" и странной девушки. Молодую сценаристку сделала актрисой режиссер Кира Муратова (обладающая невероятным чутьем на такие личности), сняв с ней "Увлечения" и "Три истории". А для рядовых зрителей ее открыл Александр Митта в нашумевшем телесериале "Граница. Таежный роман".

О своей новой работе Рената Литвинова сказала так: "Мне Эдвард сказал, что продает права с условием, что главную роль буду играть я. А кто бы мог еще сыграть эту роль?". Действительно, кто еще из актрис может соперничать сегодня с Татьяной Дорониной 1968 года? Не зря Рената свой фильм посвятила именно ей и сказала слова, соответствующие имиджу стильной дивы-символа новорусской Москвы и уже почти культовой актрисы: "Она для того времени была настоящим прорывом. И сохранила себя такой, какая есть, со всеми своими неправильностями. И голос, и сексапильность, и ненатуральность, искусственность -- все она смогла превратить из недостатков в достоинство. Доронина не была похожа ни на кого". Единственный потомственный "старожил" этой киноистории -- Михаил Ефремов. Он играет летчика, которого в предыдущем фильме сыграл его отец, Олег Ефремов.

К съемках Рената приступила через три месяца после рождения дочки Ульяны, но выглядит на экране прекрасно, не стесняясь "раздевать" свое лицо, и "выдерживает" многочисленные крупные планы, которые превалируют в фильме. Конечно, присутствует здесь и житейское, бытовое, но в кафе, аэропортах, на улицах -- полное отсутствие людей. Получился знаковый фильм: об одиночестве -- реалии нашего времени. На последнем Венецианском кинофестивале "Небо. Самолет. Девушка" кинокритики назвали "настоящим европейским кино", а Александр Митта обронил такую фразу: "У Ренаты есть шанс стать международной звездой". Это предсказание, возможно, очень скоро сбудется: она была членом международного жюри Берлинского кинофестиваля, а сейчас Литвинова снимается в новом мультимедийном проекте у культового английского режиссера Питера Гринуэя.

ИЗ "РЕНАТОЛИТВИНОВСКОГО"
  • "Мне хотелось бы родиться, когда в Голливуде снимали черно-белые фильмы. Но мне вполне и сейчас комфортно".
  • "Состояние красавицы потом трудно поддерживать. Надо страдать физически, не есть много, потом -- эта одежда, помады, мода меняется, кожа стареет, туфли снашиваются…"
  • "Когда умно, то интересно, даже если и зло. А если не умно, то безразлично".
  • "Физические увлечения вообще вызывают у меня отвращение. Мне не нравится и когда в кино показывают голых актеров, часто немолодых. Или молодых, и заставляют их там крутиться на простынях. У меня к ним такая жалость просыпается!"
  • "Я не люблю бытовые моменты в кино. Пусть кино будет о чувствах. Быт, как грязь: хочется отмыть. Но на самом деле это очень индивидуально".
  • "Заниженной самооценкой страдает ужасное количество русских женщин. Во мне этого навалом! А занижать себя неправильно. Для меня женщина гораздо интереснее, сильнее мужчин".
  • "Я всегда пыталась себя сохранить. Такое мое личное безумие, которое я в себе культивирую. И называю индивидуальностью".
  • "Даже если бы мне не пришлось заниматься кино, актерством, я все равно могла бы писать книги или картины. Я все равно нашла бы повод-способ быть счастливой".