1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №273 (1321) за 02.12.2002

ЛОХОТРОНЩИКИ ПРЕДЛАГАЛИ ЭЙФЕЛЕВУ БАШНЮ НА СЛОМ И ДЕТЕЙ ИЗ КОНВЕРТА

В последнее время на наших улицах поубавилось настырных агентов "канадских компаний", не слыхать и о всевозможных "еврошопах", словно пылесос, выкачиваающих денежки из доверчивого обывателя. Впрочем, долго скучать нам не придется. На днях коллега принес вынутый из почтового ящика скромненький купон с завораживающей надписью: "30.000 ГРИВЕН БЕСПЛАТНО". "Что, опять?!" -- недоумевал он. Итак, лохотроны умерли -- да здравствуют лохотроны!

ОБОЛВАНЕННЫЙ УСТЫДИЛСЯ

В 1925 г. международный авнтюрист Виктор Лустиг прочел в одной из парижских газет заметку о том, что Эйфелева башня находится в ужасном состоянии, и городские власти подумывают о ее демонтаже. Лустиг тут же снял номер-люкс в отеле "Crillon" и пригласил туда пятерых крупных торговцев металлоломом. Представился заместителем министра почт и телеграфов, а то, что принимает не в своем кабинете, объяснил строгой секретностью предмета обсуждения. И предложил собравшимся закрытый тендер на... демонтаж парижского символа.

Своей жертвой Лустиг наметил дельца из провинции Андре Пуассона и во время второй встречи в отеле, уже тет-а-тет, намекнул ему насчет взятки за будущий суперконтракт. Обрадованный протекцией высокого чиновника, Пуассон выписал чек. Аферист, извинившись, на минутку вышел -- и исчез вместе со сказочными планами обращения Эйфелевой башни в гору металлолома. Самое интересное, что обманутый бизнесмен никому не стал жаловаться: ему было стыдно.

КАК РУХНУЛА АФЕРА С ЛОТЕРЕЕЙ "ГРИН КАРД"

Не далее, чем в августе этого года американские власти объявили, что им удалось раскрыть аферу, при помощи которой преступники вымогали деньги у иностранцев, желающих эмигрировать в США. Мошенники, используя электронную почту, рассылали иностранцам фальшивые уведомления о том, что они выиграли вид на жительство в США в лотерею "грин кард". Для оформления въезда в США они просили перевести копии документов и $25 в счет платы за труды. Многие наши соотечественники "клюнули" на эту приманку!

А вычислили злоумышленников благодаря тому, что они использовали сервер бесплатной почотовой службы как обратный адрес.По словам представителя Службы иммиграции и натурализации США, американское правительство никогда не использует электронную почту для связи с иностранцами, выигравшими заветную "зеленую карту".

БЕРЕМЕННОСТЬ ПО ПОЧТЕ

В начале 2000 г. во многих европейских СМИ появились объявления, что некий гамбургский врач за небольшую сумму берется решить проблему бесплодия... по почте. Клиентка должна была послать ему чек в среднем на DM500 ($290), а взамен получала набор, содержащий все необходимое для искусственного оплодотворения и подробную инструкцию.

Желающих оказалось немало. Но вскоре в полицейские участки посыпались заявления примерно следующего содержания: "Мы с мужем много лет не могли завести детей, а все эти институты и врачи нам не по карману. Поэтому, когда я наткнулась на объявление о почтовом наборе для беременности, то решила, что Господь услышал мои молитвы. Однако, распечатав набор и увидев, что мне прислали, я заплакала. Возможно, я не самая опытная женщина, но даже я знаю, что сперма так не пенится". Как выяснилось, в "детотворящий" чудо-набор входили: грошовая пластмассовая воронка, тюбик с четырьмя унциями жидкого мыла для мытья посуды и инструкция, в которй клиентке предписывалось встать на голову и через воронку... ну, сами понимаете.

Вскоре в Гамбурге арестовали 56-летнего Кайла Рейди, который к тому времени успел продать около 900 наборов и заработать почти $252 тысячи. "Когда мы нагрянули к нему домой, -- вспоминает детектив, -- он стоял на кухне и разливал жидкое мыло из магазинной бутылки по тюбикам. По всему дому мы натыкались на пачки чеков, так что сразу было видно, что афера удалась". "Да, я поступил плохо, -- покаянно заявил в суде аферист. -- Но мне не очень жаль тех, кто думает, что можно забеременеть по почте".

АФЕРИСТЫ НА ЭКСПОРТ

Ежели вернуться в отечество, то ведущим поставщиком мошенников, специализирующихся на организации уличных лохотронов, можно считать Луганск. Еще в 1985-м украинские "заробітчани" начали осваивать Москву. По данным тамошней милиции, обосновались они в подмосковном Жуковском, сняв там целую гостиницу. Всего в российской столице, по данным ЦРУБОП, этим "бизнесом" промышляло около 500 наших соотечественников.

Быстро поняв, что лохов в Белокаменной не счесть, луганчане специализировались в основном на пожилых людях. Жертв высматривали у поликлиники, обслуживающей ветеранов и военных пенсионеров. Их брали в "проработку", называясь "полномочными представителями правительства Москвы", которое, якобы, проводит среди пожилых людей благотворительную беспроигрышную лотерею, к тому же и бесплатную. Вряд ли есть смысл расписывать тонкости этой ловушки, но работала она неплохо.

Ту же схему ребята применили в Киеве, организовав "фирму" на рынке "Лесной" и выманивая денежки под видом акции-игры по розыгрышу призов. Желающие якобы могли выиграть любую бытовую технику и много ценных призов, необходимо было только купить билетики "Акция" и стать участниками компьютерного тотализатора. Выигрывали в этом лохотроне, как и положено, подставные лица, а самые "заводные" претенденты, говорят, выносили из дому сотни гривен.

ПЯТЬ ТЫСЯЧ ПОКУПОК -- И "КЛЮЧИК" У ВАС В КАРМАНЕ

Немало народу прошло и через разнообразные заочные "шопы", которые, судя по свеженьким посланиям, и не думают умирать.С одним из них "сотрудничал" мой знакомый. Даже после того, как его надули в нескольких трастах, он не смог подавить в себе тягу к легкой наживе. На это и рассчитывают специалисты так называемого атакующего маркетинга. Один из используемых ими приемов называется "тевтонская свинья" -- по аналогии с разновидностью военного строя, известного со времен Ледового побоища. Подобно тому, как немецкие крестоносцы атаковали дружины Александра Невского пехотными клиньями, так и ИТ-компании атакуют наиболее привлекательные и легкодоступные сегменты рынка.

Но, чтобы заставить людей покупать завалящий товар по явно завышенной цене, нужно им что-то посулить. Поэтому самым активным обещают участие в розыгрышах призов, вплоть до ласкающей воображение навороченной иномарки. Дальше, вместо обещанных в красочных буклетиках товаров европейского качества, дом жертвы быстро наводняется низкопробным ширпотребом. Цены на это фуфло с лихвой окупают его производство и пересылку. И горе тому, кто добросовестно выкупает заказы, надеясь, что приближаентся к заветному выигрышу. Извещения о том, что вы вот-вот станете его обладателем, действительно приходят, но не далее того. С большой долей вероятности можно утверждать, что по той же схеме работает и новоявленная "провідна компанія з міжнародним досвідом", атаковавшая почтовый ящик моего коллеги.

СПЛОШНОЕ "КИДАЛОВО"!

А теперь упомянем несколько способов "кидков" и "наездов" -- авось, прочитав, вы не попадете впросак.
  • Друзья-приятели "ненадолго" занимают у простачка деньги, затем прокручивают их через банк или любым иным способом, и возвращают заимодавцу сумму кредита спустя многие месяцы -- естественно, без процентов.
  • Аферисты от лица подставной фирмы объявляют набор на работу за рубежом с очень выгодными условиями. Собрав деньги (взносы, сборы на оплату проезда и т.д.), скрываются.
  • Фирма (издательство) дает объявление, что требуется оператор компьютерного набора. Оплата высокая. Явившимся девушкам дают отпечатать текст. Они, одна за другой, выполняют огромные объемы работы. Естественно, на должность никого брать не собираются. Платить -- тоже.
  • Телефонный аппарат подсоединяется к линии связи соседей, уехавших в отпуск, и открывается временный пункт междугородней (международной) телефонной связи.
  • Квартира систематически ''продается'' лицом ограниченной дееспособности, но до окончательной регистрации дело не доходит. В руках афериста остается аванс.
  • Дешево продается угнанный автомобиль. Покупателю вручают ключ и забирают деньги. Продавец просит клиента посидеть, а сам уходит за документами. Навсегда.
  • Дрессированная собака вырывает у граждан (обычно у женщин) сумочки и убегает к хозяину.
  • (Прямо в духе "Норд-Оста"). В купе поезда впрыскивают усыпляющий газ. Затем жулики в противогазах открывают дверь и производят экспроприацию.
  • Старинный, классический, но еще часто используемый "развод", на который автора недавно и крайне настойчиво провоцировали на центральном вокзале столицы. К вам подходит "случайный" прохожий, утверждая, что только что нашел кошелек (в моем случае -- пачку долларов, трогательно увязанную засаленной тесемкой с корявой надписью "$330"). И предлагает этими деньгами поделиться (с какой, собственно, стати?). Если клиент "клюет", через минуту к нему подходит еще один, заявляя, что деньги -- его и он предлагает, чтобы вы оба их без скандала и неприятностей вернули. При пересчете суммы кидала умело ополовинивает пачку и прячет часть денег на себе или за спиной передает сообщнику. Возражения о том, что вы отдали все, не принимаются. Начинается "раскрутка" на недостающую часть. Для удобства жулики наметанным глазом выбирают в толпе подходящую жертву, обремененную тяжелыми вещами: такая далеко не убежит.

Вообще, вокзалы и поезда -- лучшее место для "разводов": народ, как правило, при деньгах, да и долгая дорога располагает к общению. Так и меня в экспрессе "Киев--Москва" соблазняли стать участником некоего почтенного фонда пенсионного страхования со штаб-квартирой в княжестве Лихтенштейн и с (подумать только!) 170-летним опытом работы. По имеющимся данным, агенты аналогичных швейцарских компаний "срубили" в России порядка $700 млн. Конечно, ни одного случая выплат не зафиксировано.

ЗАМАНЧИВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -- В МУСОРОПРОВОД!

Есть поучительная статистика, согласно которой в мегаполисах с населением свыше миллиона человек действует до 1,5 тыс. аферистов и воров, в городах от 500 тыс. до миллиона жителей -- порядка 300. По подсчетам специалистов, "горят" и получают наказания в лучшем случае десятая часть этих "джентльменов". Поэтому не сочтите за морализаторство несколько полезных советов.
  • 1. Если к вам, например, на улице подойдет бабуля и попросит проверить, не фальшивые ли ей всучили доллары -- отойдите в сторону, ничего не берите в руки. Вы можете стать жертвой грубейшего шантажа.
  • 2. Постарайтесь ни при каких условиях не отдавать свои деньги, даже на ограниченный промежуток времени, до окончательного оформления права собственности или реальной передачи вам вещи.
  • 3. Существует масса способов обеспечения исполнения долговых обязательств (залог, поручительство и пр.), которые необходимо использовать с умом.
  • 4. Никогда не перечисляйте по почте деньги на зазывные объявления об учебе, работе, лечении, турпоездке и т.п., когда указаны лишь абонетский ящик или расчетный счет получателя, но не его адрес.

Мошенники -- народ незаурядный, обладающий повышенной изобретательностью, хорошей реакцией и психологическим чутьем. Нагло лезть в чужой карман -- не их удел. А вот ловко обвести вокруг пальца, да так, чтоб и клиенту стало стыдно за собственную глупость, да и "органы" не могли придраться -- совсем другое дело. "А вдруг повезет именно мне? -- думает очередная жертва. -- Да еще и почти бесплатно..." Хлоп! Ловушка снова сработала...

Кстати, подавляющее большинство цивилизованных стран сделались для подобного рода афер совершенно непривлекательными. Тамошние пройдохи поняли, что тратиться на всякие глянцевые картинки-ловушки -- себе в убыток. И потому, что на Западе люди уже давно не верят в дармовое моментальное богатство, и потому, что жуликов там быстро берет к ногтю полиция. У нас с тем и другим куда сложнее. Да и судиться с "а/я № 6" бесперспективно. Есть единственно верный рецепт остаться хотя бы при своих "кровных": обнаружив очередное послание, от которого "невозможно отказаться", не распечатывая, отправьте его мусоропровод.