1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №274 (1322) за 03.12.2002

ОТКЛЮЧАТЬ ТЕПЛО И ГОРЯЧУЮ ВОДУ ЗА НЕУПЛАТУ -- НЕЗАКОННО

"Психическая атака" на тех, кто не рассчитывается за жилкомуслуги, выразилась в конце лета в отключении горячей воды всем поголовно, в том числе и добросовестным плательщикам. "Но в подавляющем большинстве случаев это было незаконно", -- утверждает начальник отдела защиты прав потребителей в сфере быта и услуг столичного управления по делам защиты прав потребителей Дмитрий Гончаров. И разъясняет, как поступать, если подобное повторится вновь.

Оговоримся сразу: все, о чем пойдет речь, касается только тех, кто живет в домах, находящихся в коммунальной собственности города. Обитатели кооперативного и ведомственного жилья должны решать все вопросы, в том числе и по оплате за отопление, соответственно с правлением кооператива либо с дирекцией завода, которому принадлежит жилое здание. Если же тепло и горячая вода пропали в доме, принадлежащем управлению жилкомхозяйства (УЖХ) района либо города, и имеются основания утверждать, что их морозят за долги (например, вывешены объявления об отключении именно по этой причине) -- для добросовестного плательщика есть две дороги: в УЖХ и в местное управление по делам защиты прав потребителей. А лучше всего посетить обе инстанции.

"Прыгнуть через голову" жэка в этом случае оправданно, ибо он -- не юридическое лицо. Это означает, что подать на него в суд невозможно, а время на "разборки" будет потеряно. В письменном заявлении в УЖХ надо потребовать (именно так!) от его руководства "немедленно подключить воду и тепло и произвести перерасчет за то время, пока они отсутствовали". А вот "защитников потребителей" надо попросить разобраться в этом вопросе. Будет лучше, если для подтверждения правомерности своих притязаний вы приложите ксерокопии (ни в коем случае не оригиналы! Вдруг их "утеряют" -- восстановить будет сложно) квитанций о полной и своевременной оплате за жилкомуслуги. Это существенно ускорит решение проблемы. Несмотря на то, что на одного работника управления по делам защиты прав потребителей в год приходится до 150 обращений граждан, многие жалобы, особенно по жилищно-коммунальным проблемам, они рассматривают с выездом на место. Если нарушение прав потребителя налицо, как, к примеру, в случае с отключением тепла -- УЖХ получит от сотрудника управления предписание действовать в рамках закона. Не появились вода и тепло в течение месяца -- смело обращайтесь в суд, решение будет в вашу пользу. После этого стоит дополнительно подать на УЖХ иск о возмещении морального ущерба. Ибо по закону "О защите прав потребителей" человек имеет право получить в полном объеме то, за что заплатил. Даже если весь дом, кроме вас, должники -- это проблема жэка, как отделить "агнцов от козлищ". Пример "из области фантастики": проложить в вашу квартиру отдельную трубу, а всех остальных морозить. Либо обогревать "козлищ" за свой счет, что сейчас в действительности и происходит.

Дело в том, что, по мнению Дмитрия Гончарова, на практике пока нереально бороться с должниками так, как требует закон. А именно: в квартире неплательщика жэковцам следует перекрыть и опечатать запорные вентили на трубах подачи горячей воды, в том числе и для отопления, а на него самого подать в суд. Но, согласитесь, у кого поднимется рука лишить тепла задолжавшую мать-одиночку или немощного старика, и так до нитки ограбленных государством? Да и сама запорная арматура во многих домах настолько проржавела, что с места ее не сдвинуть. Скажете, нужно заменить на новую? Ответ очевиден: на это у жэка нет денег. А даже если сорвет жилец пломбу с закрытого и опечатанного вентиля -- наказать его за это вряд ли получится, как говорится, "всех не пересажаешь". Опять же, при "обрезании" тепла возникают и правовые коллизии. Приватизированная квартира -- частная собственность, которая, как известно, уже и у нас неприкосновенна. Не захочет владелец пустить в свой дом работников жэка -- даже участковый не поможет им выполнить задуманное. Сознательно не говорим о так называемых асоциальных элементах, которым все "по боку". Ведь по существующему законодательству выселить их из квартир нельзя.

Может быть, поэтому и не горят желанием энергетики, в частности, киевские, заключать договора на отопление и горячее водоснабжение непосредственно с жильцами, утверждая, что это запрещено законом. Хотя в других городах Украины подобное практикуется, да и в столице были когда-то "Академтеплоэнерго", "Жилтеплокоммунэнерго", работавшие напрямую с проживающими в многоквартирных домах. Ибо, окромя "головной боли", "Киевэнерго" от такого сотрудничества больше ничего не получит: обязанностей -- вагон, а прав -- фактически ноль. Почему -- смотри выше.