1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №274 (1322) за 03.12.2002

ИЗ МАРШРУТКИ ЛЬГОТНИКА ВЫПРОВОДИЛИ КУЛАКАМИ

Пресловутый "30-процентный" эксперимент городских властей, направленный, казалось бы, на благо льготников, возымел обратное действие. Пенсионеры и инвалиды оказались между молотом и наковальней (читай: городом и частным перевозчиком). Теперь в "час пик" дедушке или бабушке зайти в салон можно разве что с гривней в вытянутой руке. Впрочем, во времена затишья к "лишним ртам" водители тоже относятся без особой симпатии.

Отвратительный случай произошел на днях возле станции метро "Харьковская". На конечной остановке одной из маршруток выстроилась очередь. В числе первых был и 74-летний Игорь Даниленко (имена в статье изменены), участник боевых действий, ликвидатор аварии на ЧАЭС -- одним словом, человек, заслуживающий уважения. На его беду первым в "бусик" уже зашел один льготник, так что кондуктор попросила старика выйти. Время было далеко не пиковое (13.30), в салоне -- больше двадцати мест, так что он вписывался в положенные 30%. Но стоило заикнуться о своих правах, как водитель высадил остальных пассажиров, отъехал немного от остановки и, "поморгав" фарами, позвал на подмогу своих коллег.

-- Я не успел опомниться, как те оккупировали маршрутку, отрезав дорогу к отступлению, -- рассказывает Игорь Павлович. -- Кондуктор схватила меня за руку, а водитель начал вырывать сумку. Забрал диктофон, который я вытащил, чтобы записать все оскорбления, побил очки, сорвал часы и выбросил на улицу. Все это сопровождалось избиением: его кулаки прошлись по моему лицу, рукам, ребрам. Затем меня вытолкали из салона.

За несчастного заступился парень, случайно оказавшийся рядом.

-- Я как раз вышел из маршрутки и заметил, что в соседней машине какая-то заворушка, -- рассказывает Дмитрий. -- Подошел ближе и увидел, что там "метелят" дедушку. Из салона полетели часы, потом еще что-то. Вслед за этим мужики выволокли и дедулю. У него лицо и руки были в крови. Когда я спросил, что происходит, водители вскочили в свои автобусы и уехали, но я успел запомнить номер одной из машин. Больше всего меня поразило то, что на остановке была масса народа -- человек сорок, но никому не было дела до того, что трое амбалов избивают хлюпенького старика.

Парень помог дедуле добраться до дежурного по станции метро. Тот вызвал милицию, потерпевшего отправили в травмпункт. Помимо ссадин и царапин зафиксирован ушиб грудной клетки, который требует регулярного наблюдения хирургом. Осмотрел дедушку и судебно-медицинский эксперт. Сейчас по делу ведется следствие.

Вся эта ситуация, на первый взгляд, кажется неправдоподобной. Например, с чего бы это водитель вдруг взбесился: первый раз, что ли, с льготниками пререкается?

-- Наверное, тот раз был последней каплей, -- объясняет пенсионер. -- Я ведь постоянно маршрутчиков достаю: то за льготника заступаюсь, то талончик требую, если приходится все-таки ехать за деньги. Многие "любезности" я даже на диктофон записывал, чтобы были доказательства в случае чего. Так что водители меня хорошо запомнили и не останавливаются, если я "голосую". А теперь, видимо, решили проучить.

Директор предприятия по перевозке пассажиров, ответственный за "провинившиеся" маршрутки, объяснил, что в вышеназванном эксперименте городских властей он не участвует, хотя в числе других перевозчиков заключил с властями соответствующий договор. Причина ясна -- нет денег. Если бы город компенсировал проезд льготников, тогда другое дело: можно хоть 50% мест отдать им. Если же за свой счет возить по 7 пенсионеров (в маршрутке 21 место), то никакой прибыли и средств на развитие не будет.

Но это, в любом случае, не оправдывает водителей, хулиганские действия которых, кстати, с точки зрения правоохранительных органов, нужно еще доказать.

ЖАЛОБ МНОГО, А ТОЛКУ МАЛО

-- Что касается права бесплатного проезда льготников в маршрутных такси, то до конца не определены возможности бюджетного финансирования в этой области. Отсутствуют и механизмы обеспечения этого права, -- рассказывает Иван Салий, начальник городского комитета транспорта. -- К нам часто обращаются пенсионеры и инвалиды с жалобами: одного не пустили, другого вытолкали. Благодарности за известный эксперимент еще ни от кого из них не слышали. Просят, чтобы мы обеспечили вольный доступ льготникам всех категорий в маршрутки и не только из расчета 30% от общего количества мест. Но это очень трудно реализовать на деле. Если мы сможем овладеть экономикой частных перевозок и гарантировать ее дотации, как это делается в коммунальном городском транспорте, то, безусловно, вместо эксперимента (он продлится до Нового года) будет принято постоянное решение.

Все перевозчики заключили с нами договора о бесплатной перевозке 30% пассажиров-льготников. Однако на практике, кого возить, решают сами водители. Большинство из них -- приезжие, за моральными качествами каждого не уследишь. Не можем мы проконтролировать три тысячи машин: для этого понадобилось бы набирать большое количество контролеров. Размыт также сам механизм контроля. Ни ГАИ, ни наше управление не справляются с этой проблемой...

P.S. Для тех, кто расследует этот инцидент: все необходимые подробности (номер маршрутки, фамилии и прочее) имеются в редакции.