1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №275 (1323) за 04.12.2002

НЕ КОДИРУЙ СЕБЯ ШТРИХ-КОДАМИ

Чтобы разобраться в многообразии современных продуктов и товаров, мы нередко смотрим на такой символ, как штрих-коды. Дескать, достаточно взглянуть на наклейку и сразу станет ясно, где произведен товар. Нам внушили, что эта маркировка якобы гарантирует качество.

Как оказалось, потребителю штриховое кодирование может ничего не сказать -- подделка все равно не исключена. При высоком уровне современной полиграфии "наштамповать" наклейки не проблема. Дело в том, что решение о маркировке принимают торговые организации исключительно "для внутреннего употребления", то есть для автоматизации учета. В международной торговле использование штрих-кодов вообще зависит от договоренности партнеров, так как обязательных требований для кодирования продукции при производстве и торговле в мире не существует.

В соответствии с нормами Международной Ассоциации Товарной Нумерации --EAN International (организации, занимающейся распространением кодов), предприятия, действующие в составе международных объединений, могут маркировать собственную продукцию штрих-кодом, выданным не в стране фактического производства товара, а в другом государстве. Короче, номер штрих-кода не обязательно указывает страну-производителя. Так, очень часто можно увидеть бельгийский штрих-код на товаре, изготовленном в Египте. Однако несоответствие еще не означает нарушение. Двух- трехзначное число указывает только страну, в которой базируется главный офис производителя. Поэтому свои предпочтения или отказ от товара не следует подчинять наличию штрихового кода.

Очевидно, всеобщее заблуждение и привело к тому, что в 1996 году Украина "впереди планеты всей" приняла документ, обязывающий все товары, реализуемые в торговле, маркировать штриховыми кодами. Все было бы ничего, но если в других странах (к примеру, в Польше и России) предприятия могли кодировать свою продукцию бесплатно, то в Украине это стоило денег, и денег больших -- за один код -- $20. В результате небольшая обувная фабрика, производящая 50--100 моделей обуви по пять-семь размеров, должна была ежегодно выложить 15--25 тыс. гривен, да еще и купить дорогостоящее оборудование для нанесения и считывания кодов.

Как всегда, все наши "украинские особенности" оплачивал покупатель, поскольку эти затраты производитель вынужден был закладывать в цену товара. Абсурдность требования кодировать все товары привела к многочисленным протестам предпринимателей. Эти протесты наконец-то возымели действие, и в августе этого года Минэкономики отменило "обязаловку". Кстати, в Европе фасованные продукты питания имеют штрих-коды изготовителя очень часто, но такие товары как одежда и обувь -- почти никогда.

Поэтому, как советует заместитель начальника Управления легкой промышленности Минпромполитики Украины Александр Бородыня, потребителям при выборе товара вообще не нужно обращать внимание на наличие или отсутствие на упаковке штрихового кода. Намного большую гарантию качества дают четкий логотип фирмы-изготовителя, конкретная информация о составе и назначении товара, наличие надписи "Вироблено в..." и место, где приобретен товар -- ведь каждый уважающий себя владелец магазина никогда не позволит себе продажу фальсификата.

Между прочим, совет покупателям не обращать внимание на наличие штрихового кода содержится также и в документах, распространенных еще в 1999 году штаб-квартирой EAN в Брюсселе.