Выпуск газеты Сегодня №275 (1323) за 04.12.2002
АЛЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ
Мы столько слышали легенд о "Юноне и Авось", и по ТВ отрывки видели, и "саундтрек", как теперь принято выражаться, чуть не наизусть знаем, что идти было несколько боязно -- казалось, разочарования не миновать, но...
Опасения насчет того, что легендарный спектакль может находиться в состоянии археологической развалины, не подтвердились. Конечно, 20 лет спустя молитвы и образ Божьей матери на сцене уже не сражают наповал своей смелостью. Сегодня, во времена тотального "опускания" культуры до уровня масс, когда искусство заискивает перед плебеем и потакает самым приземленным вкусам, в театре скорее кажутся Откровением музыка Алексея Рыбникова и высокий штиль поэзии Андрея Вознесенского, "умная" сценография Олега Шейнциса и блистательная хореография Владимира Васильева; работа актеров, которые "выкладываются", кажется, больше, чем на сто процентов...
Рок-опера, которую можно было бы классифицировать как спекталкь-молитву, основана на довольно крамольном "сюжетном зигзаге": граф Резанов (по имени -- Николай Петрович, как и незаменимый исполнитель этой роли Караченцов) признается, что его гонит в далекую Америку не только государственное рвение, но и бредовая идея. В юности графу привиделось, что Казанская Божья матерь остановила на нем свой взор, сразив его не божественной, а женской красотой. С тех пор Резанов ищет эти "вишневые глаза"...
Этого не может быть, но это правда: когда звучит прощальный дуэт Резанова и Кончиты, тысячекратно слышанный и спетый романс "Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь", слезы подступают к глазам. Сопротивление бесполезно. И финальная "Аллилуйя любви", набирая обороты, постепенно так заводит зал, что куда там чернокожим американским проповедникам. На душе -- светло и благостно. Видимо, это и есть катарсис...