1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №275 (1323) за 04.12.2002

"ВЕЧНЫЙ КРЕСТ" УКРАИНСКОГО КИНО

Фильмы, вошедшие в кинотриптих известного документалиста Юрия Терещенко, сняты в разные годы и наверняка с желанием сделать щемящие истории о человеческой любви. Но в результате получилось интересное философское обобщение.

"Семь слезинок" -- драматическая зарисовка без единого слова на "говорящей" музыке Владимира Губы ("озвучившего" многие украинские киноленты, в частности, фильм Леонида Осыки "Каменный крест") была снята больше десяти лет назад к семилетию Чернобыльской катастрофы. На кладбище -- могилы детей, так и не успевших узнать этот мир. Сколько после этого появилось новых кладбищ, в том числе и культурных!..

"Любовь небесная" длится всего десять минут, но "умудрилась" вместить всю жизнь двух удивительно гармоничных людей -- актера Петра Масохи и его вдовы (вот уже десять лет), 95-летней Марии Болхонской. На могиле мужа на Байковом кладбище она просит: "Умоляю тебя, забери меня к себе!"... Настроение фильма создает, прежде всего, поэтичность каждого кадра, осмысленного и наполненного (оператор Анатолий Химич), "живой" звукоряд и образный монтаж. Сам Петр Емельянович словно присутствует в фотографиях, в кадрах "Ивана" и "Земли"(1930). Мы одновременно открываем для себя и эту красивую пару, и актера Масоху, и даже символичность фильмов Довженко. Последний кадр: через стекло окна -- вдовий взгляд, ожидающий любви небесной, не подвластной времени. А время смывает пыль с их жизни, совсем как прекрасный "довженковский" дождь -- пыль с сочных яблок.

Посвящение "Всем, чей брак заключен на небесах" можно адресовать и последнему фильму трилогии -- "Вечный крест". А его название -- ключевое для остальных: герои "несут" свой крест -- преданности, одиночества, потерь -- потяжелее каменного. И это уже не просто режиссер и актеры, а уже знаковые фигуры украинского кино: Леонид Осыка, Бронислав Брондуков, Кость Степанков, почти 35 лет назад создавшие украинскую киноклассику -- "Каменный крест".

Невольно возникает аналогия: украинское кино так же тяжело "доживает" свой век, как, пожалуй, и его лучшие представители (конечно же, мелькнул кадр с гениальным Иваном Миколайчуком). "Господи, а що ж це зробилося з нашим кіно, театром? Душа болить. А поки що сиди, дурню -- ліпи вареники", -- роняя слезу, размышляет народный артист Украины Кость Степанков.

Один из главных объединяющих моментов трилогии -- рядом с героями их "половинки", тоже несущие свой крест: Мария Болховская -- у Петра Масохи, Светлана Князева -- у Леонида Осыки, у Бронислава Брондукова -- Катерина, у Степанкова -- хоть и незримо, Ада Роговцева. Их объединяет то, что всегда было смыслом их жизни -- кино.

Библейская фраза гласит: "мудрость в печали", и что поделаешь, если реальность диктует художественные образы в виде могильных плит, и после безуспешных попыток найти любовь земную, кино рассказывает о любви небесной. Один известный кинокритик назвал то, что сейчас происходит с украинским кинематографом, страшным словом "зачистка". Как бы государство не добивало отечественное документальное кино, когда-то мощное, высокохудожественное и интеллектуальное, и без пафоса -- одно из лучших в мире, оно иногда что-то да выдает. Новый кинотриптих как бы напоминает о той, настоящей культуре документалистики, смятой другим "зазеркальем" -- сегодняшним телевидением...