Выпуск газеты Сегодня №276 (1324) за 05.12.2002
"ПЛАСТИНКИ КРУТИТСЯ ДИСК"
Особого внимания заслуживают самоиграющие шкатулки, музыкальные табакерки, часы-будильники и тому подобное. В этих первобытных "музыкальных" центрах звук воспроизводился механическим путем: молоточки в определенной последовательности ударяли в металлические пластинки-резонаторы.
В 1887 году на смену музыкальным шкатулкам пришла грампластинка. Отцом фонографа мы считаем Томаса Эдисона -- это он надиктовал в рупор диковинного аппарата детскую песенку "У Мэри был барашек". На самом деле приоритет изобретения грамзаписи принадлежит французскому ученому, блестящему музыканту и поэту Шарлю Кро. Именно он придумал записывать звуковой сигнал на восковой валик.
Практически одновременно с Эдисоном и Кро заявку на изобретение звукозаписывающей машины "граммофон" сделал немец Эмиль Берлинер, но публично аппарат был представлен годом позже. Этот агрегат поначалу не вызвал такого интереса, как фонограф, -- а зря. Ведь в отличие от нежного воскового валика пластинку можно было тиражировать в любом количестве экземпляров. Успех граммофона был колоссальный. В послереволюционные советские времена его стоимость колебалась от 270 до 700 рублей, в то время как зарплата учительницы сельской школы составляла тогда 35 "деревянных".
К середине 30-х годов распространение получили "патефоны" -- портативные граммофоны с рупором, упрятанным внутрь корпуса. А в послевоенные годы на смену механическим изобретениям пришли всевозможные проигрыватели с электрическим приводом и звукоснимателем, которыми пользуются и сейчас. Но как последний писк современности, на выставке представлен музыкальный центр, ведь компакт-диски -- по сути, те же пластинки, только куда более совершенные.