1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №276 (1324) за 05.12.2002

В МАГАЗИНАХ ПОКУПАТЕЛЕЙ ГИПНОТИЗИРУЮТ

"Здравствуйте, у нас сегодня фантастическая акция! Покупая массажер для пяток, в подарок вы получаете потрясающий коврик в ванную", -- приблизительно с такими словами вваливаются в двери неохраняемых офисов "канадские" мальчики.

-- Из 10 человек, которые отреагировали на приветствие такого торговца, шестеро что-либо купили, -- уверяет Алексей Омельянчук, психолог-терапевт. -- Реакцией в этом случае является даже отсутствие реакции. Продавцы используют очень жесткие психологические технологии, давят на психокомплексы "объекта". Впрочем, человек подвергается мощному психологическому прессингу и дома, и на улице. Скрытый приказ содержится в любой рекламе, если она сделана грамотно, даже в элементарном сочетании контрастных цветов. Большие и маленькие красочные пакеты с порошками прямо кричат с витрин: "Купи! Купи!" Особенно подвержен покупатель внушению в местах большого скопления народа -- на рынке, в транспорте, в очереди. А бывает и наоборот: человек сидит дома, делает что-то автоматически (например, гладит, моет посуду) и при этом смотрит телевизор. В таком случае реклама тоже "впитывается" довольно активно.

По мнению Алексея Викторовича, большинство рекламных щитов открыто призывают к агрессии и нарушению правопорядка. Объявления о трудоустройстве, кстати, тоже могут оказывать на людей гипнотическое действие. Если не сообщается, о какой работе идет речь, если в объявлении обещают фантастический заработок (максимальная сумма, которую обещали дончанам -- миллион), если потенциальному работнику напоминают о высших ценностях -- семье, детях, -- то на это завлекательное предложение лучше не откликаться.

Сейчас приемами психологического воздействия на партнеров и клиентов овладевают донецкие бизнесмены. В последующей практике они используют опыт нейролингвистического программирования для рекламы, увеличения объемов продаж, переговоров и... для промышленного шпионажа. А один сервисный центр мобильной связи в Донецке, вооружившись знаниями, всего-навсего поменял свое название, но сразу после этого покупатели повалили толпами.

Как рассказал Алексей Викторович, существует 120 способов ввести человека в транс, и многие из этих способов используют торговые работники и так называемые менеджеры-консультанты. Поэтому после посещения магазина у некоторых граждан возникает стойкое ощущение, что его облапошили. Вернуться к продавцу -- он всенепременно убедит в обратном, а может быть, всучит еще какую-нибудь бесполезную вещь. А вот поможет ли в этом случае милиция?

-- Гипноз и использование психологической техники уголовно не наказуемо, -- рассказывает юрист Ангелина Родионова. -- Обидчика могут привлечь к ответственности лишь в том случае, если жизни или здоровью человека был нанесен вред.

Так что покупателю с чересчур приставучим продавцом нужно бороться его же оружием -- попытаться ввести его в состояние транса.