1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №276 (1324) за 05.12.2002

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДЕСЯТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Если вспомнить историю прихода к власти и затем довольно скорое отстранение от нее девяти предыдущих правительств за период независимости нашей страны, если вспомнить, что все они сталкивались с немалым количеством "объективных" и, что еще хуже, не меньшим количеством "субъективных" факторов, серьезно осложнявших их жизнь, если вспомнить, что уход каждого из премьеров сопровождался либо каким-нибудь политическим скандалом, либо, как минимум, лавиной острой критики вдогонку, то можно даже удивляться, что у нас вообще еще находятся смельчаки соглашаться на эту должность.

Тем не менее после того, как в конце минувшей недели Президент подписал последние указы по назначению министров, завершив формирование Кабмина, десятое правительство приступило к выполнению своей миссии с оптимизмом и уверенностью.

Аналитики отмечают, что впервые в Украине собраны в одну команду самые сильные администраторы постсоветской школы. По мнению политолога Дмитрия Выдрина, этот эксперимент даст ответ на вопрос, работает ли в современных условиях постсоветская механика -- механика сильного административного управления, работает ли она частично или вообще не работает. Поэтому, считает он, возможны три варианта. Может оказаться, что эта механика уже вообще не работает, и тогда правительство продержится до марта-апреля. Второй вариант -- эта механика работает частично. Тогда, возможно, за счет силы характера, воли и «телефонного менеджмента» удастся несколько поправить дела в экономике, бюджетной сфере и так далее. В таком случае правительство продержится до очередных президентских выборов. Третий вариант -- правительство увидит, что эта механика уже не действует, и попытается ее на ходу модернизировать. Если оно пойдет последним путем, то проработает дольше всего и сможет «заскочить» за президентские выборы.

Однако, судя по заявлениям самого Януковича, который утверждает, что Украине нужен план прорыва к группе экономически развитых стран, ставка будет сделана именно на модернизацию управления, а не на "силовые приемы". Премьер уточнил: программа действий его правительства предусматривает дерегуляцию, либерализацию экономики, улучшение условий бизнеса, ускорение экономического развития. Среди других приоритетов программы -- борьба с бедностью, более тесное сотрудничество регионов, тотальная борьба с коррупцией.

И хотя в новом правительстве остались на своих местах семеро министров из предыдущего состава, в том числе четверо "ключевых" -- силовики и глава дипломатического ведомства, тем не менее приход Януковича, человека, несомненно, более динамичного, более амбициозного, чем его предшественник, а также очень сильные назначения в группе вице-премьеров -- Николай Азаров и Дмитрий Табачник -- решительно меняют не только качественный уровень самого состава Кабмина, но и конфигурацию соотношения ветвей власти. Трудно себе представить, например, чтобы при таких назначениях глава президентской администрации по-прежнему сохранял такое же влияние на Кабмин, какое было во времена Кинаха. Можно не сомневаться, что уж Табачник-то хорошо знает, как этому можно противодействовать...

Совершенно очевидно, что новое правительство будет гораздо более независимым, более самостоятельным, чем предыдущее. Осознание того, что это правительство коалиционное, обеспеченное поддержкой парламентского большинства, наверняка придаст министрам большей уверенности в себе.

Можно предположить, что участие Николая Азарова в новом составе Кабмина обеспечит более жесткую систему контроля за наполнением бюджета и его расходованием. Интересно, что и во времена правительства Виктора Ющенко были виды на то, чтобы назначить Азарова первым вице-премьером. Как рассказал недавно Ющенко, по этому вопросу тогда велись переговоры с лидерами парламентского большинства, но соглашения достичь не удалось, потому что... "возникали политические интриги, комбинации, которые не служили бы укреплению позиций правительства"...

Можно предположить, что назначение такой неординарной личности как Дмитрий Табачник вице-премьером по гуманитарным вопросам поможет обеспечить современные европейские подходы (с поправкой на наши реалии, конечно,) в решении вопросов гуманитарной сферы, которые доселе всегда отодвигались на "последнюю очередь".

Программа Януковича во многом опирается на опыт обеспечения тех принципов в решении вопросов развития экономики и социального развития, которые положительно зарекомендовали себя в донецком регионе. И тем не менее премьер стремится показать, что его правительство не носит "донецкого" характера, в нем представлены все регионы. И в этом один из залогов поддержки инициатив правительства на общегосударственном уровне.

Успех нынешнего Кабмина во многом будет зависеть от того, как удастся наладить экономическое сотрудничество с Россией и Западом. Политический истеблишмент России с достаточным доверием отнесся к новому украинскому премьеру. Ведь донецкий регион -- один из основных форпостов украинско-российского сотрудничества. Но и Запад, по всей видимости, не будет разочарован. Известный немецкий эксперт по вопросам Восточной Европы Александер Рар не исключает, что Янукович может стать "новым Ющенко" в диалоге с Западом, т.е. сравниться с лидером "Нашей Украины" по популярности в кругах западного истеблишмента, но при этом еще и суметь реально вывести наши международные экономические отношения из патовой ситуации. "Он меньше заполитизирован, чем другие премьеры до него... Он хорошо ориентируется в менеджменте и мог бы обсуждать с Западом экономические, а не политические вопросы. Украинский рынок привлекает западных инвесторов".

И все-таки премьер, наверное, должен быть не только "хозяином", но и мощным общенациональным политиком. Этот опыт Януковичу, которого на момент его назначения не знали, по данным социологических опросов, 60 процентов наших соотечественников, еще предстоит приобретать. Ему еще предстоит искать и находить диалог с оппозицией, которая пока что практически полностью отказывает ему в своей поддержке и даже подвергает весьма жесткой критике. Но, по крайней мере, переговоры, ведущиеся ныне с влиятельными представителями "Нашей Украины", обнадеживают. И это тем более важно, что и в самом Кабмине еще придется искать, образно говоря, общие знаменатели. Ведь у коалиционного правительства есть и обратная сторона медали -- политические силы, делегировавшие в состав нового Кабмина своих министров, пока что далеко не во всем демонстрируют согласие и взаимопонимание...