1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №277 (1325) за 06.12.2002

КАК ОГРАДИТЬ МЕТРО ОТ САМОУБИЙЦ?

Только в этом году в "подземке" свели с жизнью счеты два человека. Летом на станции "Славутич" покончил с собой бизнесмен с Западной Украины. Еще один мужчина этой осенью упал на рельсы, был покалечен поездом, но чудом выжил. А в конце ноября на станции "Дарница" женщина, сиганувшая под поезд (о ней писала наша газета), умерла в больнице.

Броситься суициднику под поезд метро ничего не стоит: преград на платформах нет. Шансов выжить немного. Можно ли предотвратить "желанную" смерть на рельсах или хотя бы уменьшить количество жертв?

Справка "Сегодня" С 1 января 1996 года в столичной "подземке" покончили жизнь самоубийством 11 человек. За 10 месяцев нынешнего года работники управления охраны метрополитена ГУ МВД Украины за правонарушения привлекли к ответственности 3 тыс. граждан и задержали свыше 5 тыс. пассажиров в нетрезвом состоянии.

-- Вопросу безопасности движения уделяется первостепенное внимание, -- заверяет Эдуард Портный, замначальника метрополитена, главный ревизор по безопасности движения. -- Руководители служб занимаются им ежедневно, рассматривают все нарушения. По средам выезжают для профилактической работы непосредственно на линиях.

Мало кто знает, что проскочить в тоннель незамеченным нельзя. Несанкционированный проход посторонних вычисляет невидимый луч. При его пересечении с человеком срабатывает сигнализация и включается дополнительный свет. Но поскольку устройства находятся в нескольких метрах от торца платформы, они не всегда спасают. В позапрошлом году, например, на станции "Лыбидская" полтавчанка, приехавшая в Киев свести счеты с жизнью, не дошла до луча полтора метра. Женщина легла на рельсы и была смертельно травмирована поездом.

Кстати, последнее происшествие в тоннеле произошло на прошлой неделе. Солдат пытался сбежать от патруля со станции "Арсенальная" в сторону Крещатика. Луч сработал, и парня сразу же поймала милиция. Фиксирует устройство и вещи, брошенные хулиганами.

В настоящее время в метрополитене планируется ввести новые устройства контроля прохода в тоннель, которые будут определять и направление движения постороннего.

Самоубийцы же предпочитают прыжки на рельсы перед выехавшим на станцию составом. Почему, собственно, не оградить платформы от пути, как это сделано в Париже и Питере? Там двери поезда синхронно открываются вместе с дверями защитной преграды.

-- В Санкт-Петербурге было много случаев, когда люди погибали в пространстве между дверьми распределительного зала и поездом, -- рассказывает Эдуард Портный. -- С нашими пассажиропотоком и интенсивностью движения поездов подобное делать нельзя. В большинстве метрополитенов мира "стенка" возможна, поскольку там намного меньше пассажиропоток и размеры движения поездов (не идут "косяком" с интервалом 90 секунд), в поездах из семи-восьми вагонов давки нет.

Незрячие пассажиры, например, просили установить для удобства на краю платформы порог. Однако такая преграда опасна -- при напоре большой толпы будут калечиться, а то и гибнуть люди.

Сейчас в метро эксплуатируется много новшеств, связанных с безопасностью движения. Скажем, система автоматического регулирования скорости. При ее превышении состав тормозится автоматически, а при потере машинистом сознания или его (не дай Бог) мгновенной смерти останавливается. Так что у самоубийц мало шансов оказаться под колесами поезда без управления. Электромеханические автостопы заменены на электронные. Теперь поезд тормозит до запрещающего движение сигнала, а не после него. В отличие от Москвы, где машинисты иногда... выпивают в кабинах, в нашем метрополитене существует "закрытый" график, по которому машиниста в любое время могут отправить на медпроверку. Обнаружат в крови спиртное -- лишат работы.


P.S.: Несмотря на технические нововведения и жесткий контроль, проблема спасения самоубийц в нашем метрополитене, как и в других видах транспорта, практически не решаема. По словам работников "подземки", среди десятков тысяч человек, которые заходят ежедневно на станцию, вычислить суицидника нереально.