1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №277 (1325) за 06.12.2002

УКРАИНСКИЙ ПАСПОРТ НЕ ХОЧУ МЕНЯТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО

Несколько лет назад мне хотелось написать цикл творческих портретов под общим девизом "Они могли бы выступать в Украине" -- о талантливых музыкантах, которые уехали учиться или работать на Запад, да там и остались. Некоторые еще приезжают в Украину, чтобы показать, чего достигли. Но зачастую эти концерты лишний раз доказывают им самим, что если их искусство за границей востребовано и оплачиваемо, то здесь, на родине, как это ни горько, работы для них нет. Одно из ярких имен в этом списке -- певица Ольга Пасичник.

Одна из лучших учениц в классе знаменитой Евгении Мирошниченко после выпуска могла рассчитывать лишь на ставку солистки в Национальном Доме органной и камерной музыки. При этом видов на жилье -- никаких, да и возможностей гастролировать -- тоже. В труппе Национальной оперы как сегодня, так и 10 лет назад было достаточно певиц-сопрано -- даже больше, чем надо для исполнения репертуарных Джильд, Джульетт, Розин и Виолетт.

Параллельно с обучением в Киеве Ольга закончила Варшавскую Музыкальную академию, ей предлагали контракты в Варшавской камерной опере -- один интереснее другого. Она спела в постановках опер Монтеверди, Моцарта, Генделя, которые никогда не шли на сценах оперных театров Украины. Гастролировала во многих странах мира -- от Бразилии до Японии.

Первый заметный успех, давший толчок ее международной карьере -- вторая премия на конкурсе в голландском городе С’Хертогенбош (1994). Через пять лет она завоевала вторую премию в Хельсинки на конкурсе им. Мирьям Гелин. И в том же, 1999 году, -- третью премию и "Приз публики" одного из сложнейших и престижнейших конкурсов в мире -- им. Королевы Елизаветы в Брюсселе.

-- Для меня это большая радость. Я -- первая украинская певица, получившая премии на этих конкурсах. Но почему-то там, в Брюсселе, на мое выступление пришли люди из посольства Украины в Бельгии -- они меня поддерживают, на спектакли приходят с цветами. А когда пела в Париже, в Хельсинки, в Лондоне, в Вашингтоне -- никто не пришел, хотя приглашения всем рассылали. Уже 11 лет я живу в Варшаве, но осталась гражданкой Украины и украинский паспорт не поменяла. С упорством маньяка меняю старый на новый, когда заканчиваются странички для виз, но принципиально не хочу менять на польский.

-- Ваш муж помогает вам в творчестве, в карьере?

-- Поначалу никто, кроме моей сестры Наталки и педагога Надежды Сафроновой, не верил, что я стану певицей. Я уже была замужем, когда оканчивала ривненский пединститут. Лишь только когда я успешно сдала экзамены в одно лето сразу в три консерватории -- Киевскую, Львовскую и Варшавскую абсолютно без всякой "поддержки" -- вот тогда все поверили в меня. Родители даже когда в музыкальную школу отдавали в три года, считали, что музыка -- это несерьезная профессия...

И вот однажды мама с папой приехали на мой спектакль в Варшавской опере. Видимо, тогда случился перелом в их сознании -- они подошли ко мне и говорят: "Знаешь, дочка, мы для себя тебя открыли!" Теперь они всей семьей за меня болеют, знают, где я, что делаю, какой пою репертуар. Муж тоже работает, преподает, защитил диссертацию на польском языке. Мы купили квартиру в Варшаве. Если мне с чем-то повезло в жизни земной, так это с мужем.

Сейчас Ольга Пасичник -- одна из самых востребованных певиц Польши, много гастролирует, записала 25 дисков. В ее репертуаре музыка всех жанров и стилей. За достижения в развитии польской культуры президент Польши наградил ее орденом "Золотой Крест Заслуги". На родине в Украине певица бывает нечасто: несколько раз выступила на фестивалях "Контрасты" во Львове и "Бах-фесте" в Сумах, два-три раза пела в Киеве. В Польше и Бельгии Ольгу Пасичник знают лучше, чем в Украине...