1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №265 (1313) за 22.11.2002

ТЕАТР ВРЕМЕН ЭРОТИКИ И СЕКСА

В столичном театральном воздухе витает что-то вроде эротического вируса. Он уже "подкосил" Молодой театр и даже Национальный имени Франко. Быть может, их игриво-сексуальные премьеры по смелости замысла и не сравнятся с фильмом о Мазепе, но что касается приятного времяпровождения -- театралы, безусловно, догнали и перегнали...

Помнится, на ранней заре перестройки появился в Киеве так называемый "Театр эротики и секса "Афродита". На сцене показывали ВСЕ. Конечно, и речи не могло быть о том, чтобы меня, школьницу, родители взяли с собой в этот "храм искусства" -- но как захлебывались от впечатлений взрослые!.. Страна, перезревшая под клеймом "У нас секса нет", как только обнаружила его (секс) в себе, сорвалась с тормозов вместе с собственной крышей и пустилась во все тяжкие... С тех пор прошло лет пятнадцать. Слава Богу, теперь нам это преподносят на уровне искусства.

МИЛЫЙ ЛЖЕЦ

Как ни странно, в Театре Франко поводом для эротизации стал классический "Тартюф" Мольера. По воле постановщика, неуемного фантазера Валентина Козьменко-Делинде, франковский Тартюф предстает одновременно и в мужском, и в женском обличье -- чтобы лицемер мог охмурять и дам, и мужчин (Алексей Богданович и Людмила Смородина справляются с этим лихо -- с их-то обаянием!). Здесь царит подчеркнуто хулиганская, "облегченная" атмосфера: Марианна (дивно помолодевшая Лариса Руснак) существует вприпрыжку, Оргон (Богдан Бенюк) -- в танце, Клеонт (Олег Стальчук) -- подшофе... И, что поразительно, пьеса Мольера вовсе от этого не страдает!

Франковцы всегда словно просыпаются, встречаясь в работе с Козьменко-Делинде. Началось это, как гласит история, более 20 лет назад шекспировским "Сном в летнюю ночь", когда режиссер заставил артистов прыгать на батуте, за что и был "бит" корифеями: "Оце ви на Олімпіаду везіть. А тут -- академічний театр!" Бедные корифеи! Если бы они только видели эти летающие по сцене чулочки и бюстгальтеры, эти трусики, извлекаемые откуда-то из недр платья!.. Ужас, ужас! Но знаете, даже если бы в этом спектакле не было вообще ничего, кроме Любови Кубьюк, сыгравшей Дорину, -- игра стоила бы свеч. Она -- просто роскошна...

НАШ ДЕКАМЕРОН

В Молодом театре эротике самое место -- кто, как не молодежь, покажет высокий класс в этом деле? Пьесу худрук Станислав Моисеев выбрал исключительно сексуальную: "Хоровод любви" -- это "декамерон" начала ХХ века. В 10 новеллах герои словно бы играют в пинг-понг "навылет", т.е. в каждой следующей новелле один из партнеров заменяется, и в результате к десятому эпизоду "хоровод" закольцовывается. Автор, Артур Шницлер, -- доктор, соратник Фрейда, доказывает прелесть "механического" секса, без "фальшивой" атрибутики, к числу которой у него явно относятся как цветочки-стишочки, так и "высокие чувства".

Несмотря на такой манифест, не ждите от "Хоровода" сексуальной революции. Моисеев, как всегда, исхитрился привнести в спектакль свое видение. Все детали этого заново сочиненного полотна (включая костюмы а-ля венская сецессия от Елены Богатыревой, разъезды артистов на роликах, карусель встреч, соблазнений и прощаний) красивы, порой изысканны, порой забавны и... абсолютно асексуальны. Драматург развенчан: собственно имитация соития (и даже процесс разглядывания полуобнаженных актрис) вам наскучивает где-нибудь между вторым и четвертым эпизодами. Гораздо интереснее следить за "шевелениями души", чем тела. Кроме того, Моисеев понимает, что играть это "по-серьезке" невозможно. Те, кто по режиссерскому недосмотру или собственному неумению "гонит пафос", оказываются в кромешном проигрыше. Выигрывают лишь те, кто способен ударить гротеском по пафосу и "тюзовщине": Игорь Портянко, Лилия Ребрик... И, как ни крути, лучше всех -- дивный Алексей Вертинский и сражающий наповал своей гротескной трогательностью Станислав Боклан...

Кстати: именно в этот день, 22 ноября, пять лет назад Боклан и Вертинский впервые вместе вышли на эту сцену, чтобы сыграть Дон Жуана и Сганареля. По большому счету, именно с этой даты началась новейшая история Молодого театра.