1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №278 (1326) за 07.12.2002

... А ВЫШЛО КАК ВСЕГДА

Отпел и отыграл Второй Международный музыкальный конкурс им.Н.Лысенко. В многомиллионном Киеве он прошел как-то незаметно, но музыкальная общественность проявила интерес. Зрители "болели", ставили свои оценки в ожидании решения жюри. Конкурс есть конкурс -- с неожиданностями, трагедиями и радостями. Кто-то заболел и не смог показать себя в лучшей форме, у одной из участниц упала и разбилась скрипка. Прослушивание второго тура виолончелистов перенесли из-за аварии электросети...

Но кому-то и повезло. Легко, наверное, игралось и выигрывалось Анастасии Пилатюк (первая премия среди скрипачей), для которой треть жюри была "группой поддержки" и состояла из папы и двух педагогов, у которых она занимается (Богодар Которович и Захар Брон). А вот жюри пианистов, несмотря на то, что председателем был Владимир Крайнев, присудило его ученику Михаилу Данченко вторую премию. Первую же увезет в Китай У Цунь, сделав небольшую остановку в Одессе, где он учится. Впрочем, Владимир Крайнев согласился с таким решением безоговорочно. Нелегкую задачу поставило перед собой жюри вокалистов, пропустив на третий тур 14 человек -- пришлось делить между всеми шесть премий и четыре диплома. Лидерами были признаны Оксана Дыка и Марьян Талаба. А вот если бы на конкурсе существовал "Приз зрительских симпатий", то он бы точно достался певцу из Харькова Максиму Пастеру (он стал дипломантом).

В итоге среди 19 лауреатов конкурса почти все -- представители Украины. Но не следует это относить на счет достижений украинской исполнительской школы. Просто конкурсантов из дальнего и ближнего зарубежья было не так уж много. Что и вызвало сомнения: а действительно ли он "Международный"? По форме -- как бы да. По сути -- пока еще нет. И существует множество факторов, мешающих нашему уважаемому конкурсу стать международным на все 100%. Владимир Крайнев высказался по этому поводу однозначно: "Этот конкурс национальный, поскольку в программе сделан упор на национальную музыку". И это не критика, а всего лишь констатация факта. Сочинения украинских композиторов не известны в мире, значит, их приходится рассылать по почте. И делать это надо как можно раньше, следовательно, подготовка к конкурсу должна начинаться за 3--4 года. Теперь догадайтесь: что может помешать этому процессу? Конечно же, финансы, а точнее -- их недостаток.

Впрочем, финансовые вопросы волнуют и конкурсантов. Участие в любом международном соревновании требует расходов, и немалых: взнос, дорога, виза (заметим, украинская виза не из дешевых)... Проживание во время первого тура тоже всегда оплачивается за свой счет. Тут уж даже некоторые украинские музыканты отказались участвовать в конкурсе, потому что не могли оплатить номер по 100 грн. в сутки. Большинство участников постарались устроиться у родственников или на частных квартирах. Так что конкурсные расходы практически европейские. А вот вожделенная первая премия -- $5000 в национальной валюте (минус подоходный налог). Тогда как на других конкурсах такого статуса премии в полтора-два раза больше, при этом не облагаются налогом.

Впрочем, не будем жаловаться и критиковать по мелочам. Ведь конкурс-то всего "второй международный". И во многом он прошел лучше "первого международного". Через два-три конкурса (с учетом периодичности один раз в четыре года -- выходит, лет через 12) есть шанс стать не менее престижным, чем, скажем, конкурсы им. Чайковского в Москве, Марии Каллас в Греции или Королевы Елизаветы в Бельгии. При условии, конечно, что только чуть-чуть усложнится программа, а жюри станет судить по "гамбургскому счету", участники приедут даже с Аляски, а премия будет такой, что можно будет купить на нее дом и джип...