1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №278 (1326) за 07.12.2002

КУМИР БРАТВЫ УЧИЛСЯ У ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА И ПЕЛ В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ

"Однажды я ехал в такси на вокзал и водитель, включив мою кассету, стал мне рассказывать о Трофиме. Он был просто уверен, что я бывший офицер, недавно вышедший из тюрьмы", -- рассказывает Сергей Трофимов. Он же -- Трофим.

Трофим -- настоящая звезда радио "Шансон". Наслушавшись "блатной" лирики, его считают своим "братки", а шоферы обожают за "Дальнобойщика" и "Бьюсь, как рыба, а денег не надыбал". Молодежь распевает "Эх, дал бы кто взаймы до следущей зимы", а интеллигенция утирает слезы, слушая "И мне так легко, словно это я летаю..." и "Я скучаю по тебе"...

Его песни ужасно трудно подбирать на гитаре -- какие там "три аккорда"! Стихи... Даже в самом "блатняке" иногда прорываются такие строки, что невольно вспоминаешь его же шутку: "Я ходил просто, как Брокгауз и Эфрон". А в шуточной песенке про "американских и наших индейцев", слушая которую "катаешься" от хохота, вдруг звучит:

Уж лучше забыться в шершавом вигваме,

Терпя неудобства в индейском быту,

Чем думать о людях, нагадивших в храме

И молящих Бога вернуть чистоту...

-- Сережа, вы действительно пели в церковном хоре?

-- Да, в 1991--93-м годах.

-- Я помню, в конце 80-х в журнале "Комсомольская жизнь" была целая полемика вокруг статьи "В Бога не верим, но поем", где студенты консерватории оправдывались перед народом...

-- Нет, я как раз ходил в церковь "за богоискательством". Такая чисто русская интеллигентская байда.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей Трофимов (Трофим) родился 4 ноября 1966 года в Москве. Окончил музыкальную школу, учился в Московском институте культуры и консерватории (кафедра теории и композиции). В 1985-м стал дипломантом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Работал в "Мираже" и "Ласковом мае". Пел в церковном хоре, в 1993-м в Москве звучала написанная им Пасхальная всенощная. Песни Сергея Трофимова исполняют Вахтанг Кикабидзе, Лайма Вайкуле, Николай Носков, Ирина Климова и другие. А в 1994-м Сергей выпустил альбом "Аристократия помойки" и начал гастролировать под псевдонимом Трофим.

-- Песни для Иванова, Носкова и других писались специально под конкретных исполнителей?

-- Не-ет. Я просто продавал им права на исполнение.

-- А сейчас у вас пытаются перекупить песни?

-- Да, но мне уже жалко отдавать. Слава Богу, новые песни пишутся, но оставляю их себе. Не знаю, буду ли когда-нибудь сам исполнять то, что уже кому-то отдал... Женские песни, наверное, петь было бы странно. А то, что написано для Кикабидзе, думаю, исполню, когда дорасту и стану постарше.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Большинство песен из альбома Александра Иванова "Грешной души печаль" ("Боже, какой пустяк", "Ночь", "Ты мой свет, но я тебе не верю", "Я постелю тебе под ноги небо") написаны Сергеем Трофимовым. Но этот тандем тут же распался. "У нас с Ивановым был договор: я не претендую на авторский гонорар, продаю песни по минимальной цене $800--900, а он за это делает мне раскрутку как рок-композитору, -- комментирует Трофим. -- Однако Саша, похоже, этого делать и не собирался. Когда я попытался с ним объясниться, он заявил: "Старик, да не важно, кто эти песни написал, главное, как спето".

-- Шоу-бизнес -- вещь непредсказуемая. Может, если бы я был другой сексуальной ориентации, все сложилось бы иначе. Но это без комментариев.

-- Для меня вот этот список исполнителей типа "Катя Огонек" -- полная загадка...

-- Это так называемый "шансон". Сложно все это... Понимаете, если у интеллигенции были диссиденты, то для простых людей самый первый диссидент -- это был Степан Разин. Ну и соответственно, братва, уголовка воспринимается как люди, которые идут против устоев власти. Они востребованы сейчас. Ну ничего, народ скоро разберется. Он у нас не идиот.

-- Кстати, о народе... Разные пьяные возгласы из зала во время концерта... Поразительно: вы не пытаетесь как-то их останавливать, воспитательные меры принимать?

-- Ну что ж поделать? Это менталитет! А зачем воспитывать? И кого воспитывать? Воспитание -- это когда они сидят, песни слушают. А говорить -- бесполезно!

-- А дочку свою как воспитываете?

-- Да никак! Как я могу ее воспитывать, когда меня дома нет?

-- Но иногда же ей все-таки везет папу видеть?

-- Иногда -- да. Только своим собственным примером. Она тут классе в третьем влюбилась в этого... Леонардо ДиКаприо. Пришлось перед ней на кроссовом мотоцикле на поляне исполнить прыжок... Правда, я сам тогда чуть пах не порвал. Но дочь была в восторге: "Пап, ты прям как ковбой!" Теперь у нее, слава Богу, другие идеалы. Влюблена в одноклассника.

-- Уже легче. Сейчас ей сколько?

-- 14.

-- Сами вы какую музыку слушаете?

-- Основное -- диско AC/DC. "Корн фэмили". Воспитывался на Диззи, "Перпл"...

-- Т.е. исключительно западные музыканты?!

-- Ну естессьно! Из наших я воспитанием своим считаю поэтов. В первую очередь, серебряного века: Гумилев, Ахматова.

-- А "бардьё моё"?

-- Ну, Высоцкий! Отчасти Галич. Не все. Отчасти -- Булат Шалвович Окуджава. А в основном -- Гумилев. Ну и Пушкин, конечно. Странный поэт. В каждом возрасте воспринимается по-разному. И чем больше взрослеешь, тем больше понятно становится, какой он молодец. Перечитываю его с удовольствием.

-- Выкраиваете время для чтения?

-- Конечно, я все время что-то читаю.

-- Ах, ну да, у вас же все время гастроли, а значит, поезда... И когда не происходит пьянок...

-- Да я уж не пью восемь лет!

-- Совсем?

-- Вообще.

-- И как, характер за это время изменился?

-- Не-а! Спокойней стал.

-- А на Грушинке вас за своего принимают? Как реагировали мэтры жанра?

-- Мэтры -- нет, народ -- да. Я же в Книгу рекордов Гиннесса попал -- в позапрошлом году там 450 тысяч было! Вся Гора со мной пела!.. И когда в финале тысяч пятнадцать ломонулись за автографами, я даже испугался...

-- Вы вроде собирались делать с Олегом Митяевым совместный проект?

-- А мы его и будем делать! Он, я и Макаревич.

-- В каком стиле?

-- Да хрен его знает. Куда вынесет -- туда и вынесет.

-- Вы вообще как-то определяете свой стиль?

-- Да нет, как душа лежит -- так и пишу.