1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №279 (1327) за 09.12.2002

ПЕДАГОГИ ОБЪЯВИЛИ ПРО ТЕСТ

Вице-премьер министр России Валентина Матвиенко теневой оборот в сфере образования оценила в два миллиарда долларов ежегодно. Масштабы этого бедствия у нас такие же, но украинские чиновники говорят об этом при выключенном диктофоне. Зато свое мнение высказали простые граждане, которым бесплатное образование обходится слишком дорого.

НАРОД ПРОТИВ

Центром "Социальный мониторинг" и Украинским институтом социальных исследований был проведен опрос среди респондентов в возрасте от 14 до 28 лет. Вопросы касались системы образования, в частности, насколько объективны выпускные экзамены в школах. Так вот, среди 14--16-летних ребят 46% дали негативный ответ. Такое же мнение у 55% опрошенных, недавно испытавших на себе все прелести выпускных экзаменов.

Ответы школьников можно подвергнуть сомнению: у одного затаилась давняя обида на Марию Ивановну за двойку по математике, другому Иван Иванович прямо на экзамене припомнил плохое поведение на уроках и снизил балл. Но, пожалуй, это как раз тот редкий случай, когда мнения учителей и школьников совпадают. 76% педагогов согласны с тем, что экзамены не дают реальной картины знаний.

Общественное мнение о вступительных экзаменах в вуз еще хуже. 54% тех, кто только собирается стать абитуриентами (школьники 14--16 лет), считают их абсолютно необъективными. Так же думает 71% молодых людей, которые успешно(!) сдали экзамены в вуз. Не надо быть семь пядей во лбу, чтобы понять -- "низы" созрели для перемен.

СОВЕРШЕННО… НЕСЕКРЕТНО

В ответ на это "верхи" -- Министерство образования и науки и Международный фонд "Відродження" -- предложили провести в 2002--2004 годах эксперимент, который будет заключаться в так называемом тестировании выпускников школ. То есть ученик сможет проверить свои знания в независимых экзаменационных центрах. По его желанию результаты тестов могут быть занесены в школьный аттестат и, одновременно, считаться вступительными в вуз. Право сдавать экзамены "как все" в любом случае сохраняется. Новшество "пробуют на себе" четыре области -- Киевская, Харьковская, Одесская и Львовская. Тесты будут только из двух предметов -- математики и истории.

Если эксперимент, цель которого дать возможность юным дарованиям поступить в вуз независимо от состояния родительского кошелька, пройдет успешно, то уже в 2004 году предполагается увеличить число участников проекта. Разумеется, на добровольных началах.

На днях в столице проходил семинар, на котором обсуждалась "кухня" предстоящего нововведения: времени до старта всего ничего (пробное тестирование уже в марте), а до конца еще не все продумано. Легче всего было составить тесты, а вот как обеспечить их секретность -- до сих пор не ясно. К примеру, надо хорошенько обмозговать как напечатать тесты и разослать на места, чтобы они "не прилетели" к желающим с ними ознакомиться раньше, чем нужно.

С наблюдателями, которые будут следить за порядком во время тестирования, заключат соглашения. Что-то типа того, клянется ли он быть честным. Но в наше время верить обещаниям не приходится. Потому очень важно утрясти все правовые вопросы. Это лишь часть возникших нюансов. Создателям проекта предстоит все продумать до мелочей. Даже незначительные просчеты могут повлечь за собой полный крах, как это случилось в 92-м году, когда проходил подобный эксперимент. К счастью, есть и удачный пример тестирования -- уже десять лет такая форма вступительных экзаменов успешно существует во Львовском университете.

КАК СТАТЬ СТУДЕНТОМ

Идея внешнего единого тестирования не нова. Так сдают выпускные-вступительные экзамены во многих странах мира -- Англии, Италии, Финляндии... В последние годы тестирование ввели Литва, Киргизстан, Азербайджан. Признали успешным данный метод и в России. Во-первых, он и вправду оказался неплохим "противоядием" взяточничеству, а во-вторых, школьники, набрав достаточное количество баллов, были избавлены от двухмесячных мучений, когда приходится сдавать кучу экзаменов.

Правда, однозначного отношения к тестированию нет. К примеру, ректор МГУ России Виктор Садовничий с предубеждением относится к подобному эксперименту. "Экзамен "с глазу на глаз" лучше, -- уверен он. -- Хотя бы потому, что в личной беседе преподаватель оценивает не только уровень знаний абитуриента, но и его обучаемость, умение логически мыслить. Когда я поступал на мехмат МГУ, не знал, что такое логарифм, потому что мы его в школе не проходили. Однако преподаватель смог оценить мои способности. Если бы я поступал в университет по результатам единого государственного экзамена, я бы никогда не смог в нем учиться". Тем не менее ректор поддержал эксперимент.

В Украине также нет единого мнения о нововведении. 54% опрошенной молодежи "за" систему единого тестирования, которое бы проводили независимые центры, 20% не согласны с тем, что это поможет объективно оценить знания и 26% не определились со своей позицией. Среди молодых преподавателей средних и высших учебных заведений поддерживает новый метод 41%.

Многие педагоги говорят о том, что прежде чем ставить такой эксперимент, следовало бы "подтянуть" школьную программу к уровню вузовской. Разрыв настолько велик, что немало учеников даже могут не понять, что от них требуется в тестах. Особенно это касается сельских детей. Кроме того, новый метод не способствует логическому мышлению -- если на экзамене надо доказать теорему, то тест требует лишь правильного ответа, как в известной телевизионной игре Максима Галкина.

P.S. В этом году в учебные заведения 3--4 уровня аккредитации (институты, университеты) подавали заявления 588 тысяч молодых людей, поступили 387 тысяч. Студентами учебных заведений 1--2 уровня (техникумы, колледжи) стали 201 тысяча человек, заявлений было на 70 тысяч больше. Всего на студенческую скамью сели 588 тысяч желающих повысить свое образование. Выпускников средних школ в этом году было более 460 тысяч. Из них только половина поступили в высшие учебные заведения.