1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №279 (1327) за 09.12.2002

ПОТРОШИТЕЛИ МОГИЛ УНИЧТОЖИЛИ 300 МЕТРОВ СТАРОГО КЛАДБИЩА

В последнее время в СМИ то и дело появляется информация о старых захоронениях, найденных археологами или строителями. Останки подвергаются экспертизе и, если нужно, перезахороняются со всевозможными почестями в другом месте. И каждый раз это становится небольшой сенсацией. Но о том, что в то же время в другом месте мальчишки играют в футбол человеческими костями, вырытыми из могил великовозрастными кладоискателями, почему-то умалчивается. Какие там почести...

СОКРОВИЩА СХОРОНИЛИ ВМЕСТЕ С ПОПАДЬЕЙ

От Киева до села Новые Петровцы (Вышгородский район) -- всего-то девять километров, но мы словно попали в другой мир. Редакционная машина с трудом пробирается по ямкам и кочкам сельского бездорожья. Кое-где встречаются остатки асфальта, как бы случайно проложенного здесь при "царе Горохе".

Владислав, местный житель, подсказывает водителю дорогу, чтобы без приключений добраться до пункта назначения -- старого кладбища. По ходу показывает здешний "притончик" (с виду -- обыкновенная сельская хата), где по вечерам проходят сборы за "рюмкой чаю". Именно это весьма недвусмысленное заведение послужило причиной того, что парень стал прислушиваться к разговорам односельчан о зарытом на кладбище кладе.

Есть свидетельства, что в селе жил поп и его молодая красавица-жена. Был этот поп сказочно богат, а когда его благоверная умерла, вдруг обеднел. Сразу поползли слухи, что все драгоценности вместе с попадьей схоронил. Их-то, видать, и ищут. Не боясь, как говорится, ни черта, ни Бога. Впрочем, здешний люд не верит в привидения и месть потревоженных душ умерших. Следовательно, нет для них ничего святого.

Так вот, зашли как-то в "притончик" на огонек знакомые Владислава и обнаружили на столе человеческий череп, из которого сделали модный подсвечник. На вопрос: "Где взял?" услышали: "На старом кладбище. Там много таких..." Тогда приятелям удалось втолковать, что находку нужно отнести обратно. Но зарыли ее прямо возле дороги, недалеко от хаты: здесь было надежней.

В ПОМОЙНОЙ ЯМЕ БЕЛЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОСТАНКИ

Немного отвлекшись от рассказа Владислава, заметили, что за окном мелькают дома с табличками "Улица Кирова", которые вывели нас прямиком на окраину села. Дальше -- крутой склон, а далеко внизу плещутся волны синего моря. Киевского водохранилища то есть. Где же кладбище?

-- Вы на нем стоите, -- спокойно сообщил провожатый.

Инстинктивно захотелось подпрыгнуть. Взглянув под ноги, обнаружила, что ботинки утопают в земле... самого обычного огорода. Ничего не понимаю!

-- Не удивляйтесь, -- сказал Владислав. -- Могилы давно уже сровнялись с землей. И если бы не остатки часовни да кости, никто бы даже не вспомнил, что здесь когда-то хоронили людей.

При этом парень показал заросший травой небольшой холмик, на котором красовался высоченный клен, -- это и был фундамент часовни. Буквально в двух шагах от него зияла пропасть. Заглянув вниз, почувствовала, как нос непроизвольно начинает морщиться: настоящая помойная яма, где среди частично истлевшего тряпья, бумаги, пластиковых бутылок и другого неопознанного мусора белели... человеческие останки.

Спускаюсь вниз, скользя ногами по мокрой глине (недавно прошел дождь) и придерживаясь руками за кусты. Обрыв напоминает каскад громадных ступеней -- последствия природных оползней и раскопок горе-кладоискателей. От верхушки до первой "ступеньки" метра четыре. Очутившись на более-менее ровной поверхности, разворачиваюсь на 180 градусов и упираюсь взором в... нижнюю челюсть с зубами, отчетливо просматривающуюся в срезе склона. Чуть-чуть левее замечаю еще какие-то части скелета, выше -- еще... Ба, да здесь все в костях! А вот и остатки кирпичной кладки -- склеп, что ли? Рядом чернеет доска гроба...

-- А весной я здесь какую-то тряпку нашел, очень похожую на саван, -- произнес невинным голосом Владислав.

От таких страшилок даже самому небрезгливому может поплохеть. Начала пятиться назад и тут же наступила на что-то. Наклоняюсь ниже, чтобы повнимательней рассмотреть четыре костомахи, видимо, нижних конечностей. Вон и остатки таза валяются. Тут подошли мои спутники и начали делиться своими соображениями:

-- Мужчина...

-- Ага, и очень большой.

ЗАХОРОНЕНИЯ "РАЗМАЗАНЫ" ПО СКЛОНУ

Захотелось отвлечься. Отвернулась к морю, но спокойно подышать свежим воздухом мне было не суждено.

-- Года два назад около самой воды я надгробную плиту видел, -- сказал наш провожатый. -- Надпись на ней была полустертой, разобрал только, что похоронен здесь в тысяча восемьсот-каком-то году некий Николай, то ли царь, то ли князь, примерно 24-х лет от роду. Сейчас, наверное, та плита в море сползла.

Первые захоронения кладбища датируются XVII веком (во всяком случае, так говорят местные жители), последние -- 1944 годом. Тогда предали земле четырех солдатиков и одну девушку, погибших при разминировании. Но начались разрушения, видимо, с затопления нижележащих сел. Здесь же стоял кирпичный завод, который выбирал глину с горы. В общем, стихии ничего не стоило сдвинуть кладбище с мертвой точки. Да и люди постарались. Так что сегодня уже 300 метров захоронений "размазаны" по склону.

Владислав еще до армии облюбовал здешние места для утренней пробежки. А когда вернулся домой, не узнал их -- так все было запущено. Вскоре случилась и та история с черепом. Парня это возмущало до глубины души, не раз приходилось гонять и мальчишек, устраивавших бои на костях. Но что скажешь здоровым мужикам, которые упорно потрошат могилы в поисках наживы?

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ НУЖНО ДУМАТЬ О ЗЕМНОМ, А О ВЕЧНОМ -- ПОТОМ?

Самое странное, что местные власти вяло реагируют на происходящее кощунство. Вернее, они соглашаются, что "это не есть хорошо", но в то же время ничего не делают, чтобы этому воспрепятствовать. Огороды? Люди сами захватили землю. Мусор? Его нечем вывозить из села. В принципе, можно понять сельского председателя, которая жалуется на отсутствие средств, мол, детишкам школу нужно утеплить, в дома воду провести. Словом, сначала нужно придумать как удовлетворить первостепенные нужды людей, а уж потом задумываться о вечном.

Время идет, гора все больше разрушается. Обрыв подбирается к крайним хатам (расстояние до ближайшего забора -- пятьдесят метров с натяжкой). Председатель заверила, что по мере возможности склоны укрепляются. На следующий год, если повезет, районный бюджет изыщет средства на трактор с прицепом, который будет хотя бы раз в месяц собирать по селу мусор. А там, глядишь, и найдется копейка на старое кладбище, точнее, какую-нибудь ограду от потрошителей.

В районной санэпидстанции ничего вразумительного по этому поводу тоже сказать не смогли. Исполняющая обязанности санитарного врача сослалась на давность событий, мол, когда кладбище закрывали, ее еще на свете не было. И, вообще, этим вопросом должен заниматься сельский председатель. Что касается безопасности копания в костях, врач протянула: "Ну, воду из колодцев близ кладбищ пить точно нельзя..."

Кстати: Постановлением главного санитарного врача Украины в 1999 году утверждены государственные санитарные нормы и правила. В них, в частности, расписаны гигиенические требования к обустройству и содержанию кладбищ в населенных пунктах. Так вот, существуют такие понятия, как "санитарная зона" и "кладбищенский период". Санитарная зона -- это расстояние от мест захоронения до домов, учреждений, садов, огородов и т.д. Грубо говоря, до гробов должно быть не менее 300 м, до урн с пеплом -- 100 м. Кладбищенский период варьируется в зависимости от особенностей почвы и составляет 15--25 лет. По прошествии этого периода родственники могут перезахоронить умерших в другом месте. Санитарная зона сокращается в городах до 50 м, в селах -- до 100 м. На месте старых захоронений можно разбивать парки и скверы. Но никак не огороды.

ПРИСВОИШЬ НАХОДКУ "С ТОГО СВЕТА" -- ПОЖАЛЕЕШЬ

На обратном пути мы заехали в местный музей-заповедник "Битва за Киев в 1943 г." И вот, что нам поведал о старом кладбище один из сотрудников. До 1910 года там стояла деревянная Покровская церковь. После этого ее перенесли в Старые Петровцы, а в центре построили кирпичную церковь (тоже назвали Покровской). На кладбище из того же кирпича на месте престола прежней церкви соорудили небольшую часовенку -- так положено по традиции. Но со временем народ начхал на эти традиции, растащив часовню по кирпичику. Та же участь постигла и кресты с надгробьями. Теперь принялись за могилы. Есть ли там сокровища? Наш собеседник предпочел не отвечать на этот вопрос, сказав, что никто из сотрудников музея, проводящих раскопки по всей округе (в селе -- Лютежский плацдарм), не несут домой находки "с того света". Существует ведь масса примеров, когда посягнувшему на добро умершего рано или поздно приходилось об этом пожалеть...

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Думаю, не преувеличу, назвав помойки на старых кладбищах бедой всей Украины. И если у старых людей еще сохранились какие-то представления об уважении к предкам (возможно, возраст заставляет задумываться о душе), то более молодое поколение попросту игнорирует всякие там обычаи, и даже больше -- старается как бы унизить само понятие смерти, разоряя могилы.

За примерами далеко ходить не надо. Андреевский спуск, Замковая гора (Киселевка). Думаю, каждый, кто хоть раз бывал на ней, заметил белые осколки, застывшие в земле прямо под ногами. Это вовсе не камни, как может показаться на первый взгляд. C начала XIX века здесь находилось кладбище Фроловского монастыря (на чудом сохранившихся надгробных плитах встречаются даты начала прошлого столетия). На горе еще сохранилась часть крепостной стены, некогда защищавшей обитель покоя.

Теперь знаменитая гора превратилась в отхожее место. В густых зарослях можно встретить не только целующиеся парочки (и как их только не тошнит?), но и всякий сброд, который размалевывает склепы нецензурными словечками, кабалистическими символами, оставляя по ходу шабаша битые бутылки и продукты жизнедеятельности организма.

Впрочем, нельзя говорить, что это безобразие -- примета нашего времени. Как рассказывают священники, во время революции большевики тоже не гнушались добра из склепов. Сняв ограды, устраивали там общественные туалеты. С тех пор монашки панически боятся города мертвых. Разграбленного и оскверненного. Где вместо тихой молитвы слышится истерический хохот. Что это -- простое суеверие?..