Выпуск газеты Сегодня №280 (1328) за 10.12.2002
АВТО НА ГАЗЕ: СЭКОНОМИШЬ НА ДЕНЬГАХ -- ПОТЕРЯЕШЬ ПАССАЖИРА
МНЕНИЕ УЧЕНОГО
Количество автомобилей, использующих газ вместо традиционного топлива, растет. Например, в Аргентине их число увеличилось до 670 тыс., в Италии -- до 350 тыс. В Венесуэле газобалонное оборудование с целью популяризации устанавливается бесплатно. А в России разработан проект закона, которым предусмотрено к 2005 г. перевести на газ 30% государственных грузовиков и 40% автобусов. В Украине сейчас насчитывается порядка 20 тыс. таких авто, но директор Института газа НАНУ, академик Игорь Карп полагает, что уже в ближайшее время реально переоборудовать 300 тыс. единиц автотранспорта для работы на сжатом природном газе и в результате снизить затраты на топливо в 2,5--3 раза. При этом целесообразнее использовать не пропан-бутан -- продукт переработки нефти, а природный метан.
Сегодня Украина имеет довольно скромную сеть из 91 газокомпрессорной станции, расположенной в 65 городах. А строительство необходимого количества заправочных комплексов потребует около $300 млн. Зато газовые автобаллоны высокого качества у нас уже делают. Для владельцев машин привлекательным может быть то, что стоимость 1 литра сжатого газа в пересчете на литр бензина эквивалентна 60 копейкам. Также при использовании газобаллонного оборудования запас хода автомобиля увеличивается вдвое, срок службы свечей -- в 1,5 раза, снижается уровень детонации двигателя.
Расчеты показывают, что период окупаемости инвестиций на переоборудование парка автомобилей колеблется в пределах 5--7 месяцев. Например, для фирмы, имеющей 40 пассажирских "ГАЗелей", затраты на переоборудование составят $41 тыс. Годовой расход бензина -- 374 400 л, его стоимость -- 636 480 грн. Годовой расход сжатого газа -- 378 000 куб. м, цена -- 226 800 грн. Выходит, за год на топливе владельцы автопарка смогут сэкономить более 400 тыс. грн.
МНЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Но оказывается, что, даже переоборудовав машину с бензина на газ, полностью обойтись без жидкого горючего не удастся. Ибо запускать двигатель придется только на бензине или солярке, а уже потом переключаться на газ. Как плюс, отметим, что машины при этом остаются "гибридными", то есть, могут работать на обоих видах топлива. Но мотор теряет до 10% мощности, особенно зимой. Усложняется эксплуатация: периодически необходимо сливать образующийся в газе конденсат. И, что весьма существенно для легковушек, установленный в багажнике баллон намного уменьшает полезное пространство и на 60--70 кг снижает максимальную грузоподъемность авто. Для водителей маршруток это означает потерю одного пассажира, что частично "съест" экономию от переоборудования машины. Плюс возрастает пожаро- и взрывоопасность автомобиля.
Все эти моменты снижают привлекательность перевода легкового, особенно частного, автопарка на газ. Остается только грузовой, где перечисленные показатели не так существенны. Поэтому можно утверждать, что при наличии альтернативы -- газ или бензин -- большинство частных водителей выберет бензин: с ним меньше проблем. И если кто-то пожелает заинтересовать их газом -- скорее всего, придется заимствовать опыт Венесуэлы: на "шару" наш народ падок.